Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Педагогика и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях » Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Страница 7

Дети четвертого года жизни еще не могут самостоятельно вычленять из слов звуки. Поэтому, проводя занятия по закреплению звука, воспитатель использует слова, где есть этот звук, акцентируя на нем внимание детей. Например, при изучении звука [у] педагог произносит ряд слов: "у-у-у-тка", "г-у-у-сь", выделяя голосом звук [у]. Затем еще раз повторяет эти слова и предлагает детям назвать звук. В результате этой работы малыши не только приобретают умение узнавать, какой звук есть в слове, но и выделять его голосом.

В конце учебного года, закрепляя свистящие согласные [с] и [з], воспитатель предлагает детям уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие этих звуков в заданных словах. На том же речевом материале он упражняет воспитанников в произнесении звуков и слов с разной громкостью и в различном темпе. Детям, говорящим быстро, скороговоркой и поэтому нечетко произносящим звуки, пропускающим слоги, воспитатель дает задания на медленное и отчетливое произнесение слов; при заучивании стихотворений, потешек, считалок объясняет, с какой скоростью их надо читать, предлагает произносить их в разном темпе.

Громкость, плавность речи, как уже было сказано, во многом зависят от состояния речевого дыхания. На четвертом году жизни работа по его развитию продолжается как на занятиях, так и во внеучебное время. Педагог дает детям различные задания: подуть на тонкие полоски бумаги (игра "Ветерок"), на бумажные снежинки, на другие легкие предметы; протяжно, на одном выдохе произнести гласные и согласные звуки: [у], [и], [в], [ф], [с], [з]; на одном выдохе повторить небольшую фразу, шутку чистоговорку (У Вовы кубики; За-за-за - к нам идет коза.).

В работе по воспитанию звуковой культуры речи широко используется наглядный материал: игрушки, картинки, предметы домашнего обихода и пр. Это оживляет занятие, помогает глубже усвоить полученные знания. Занятие по закреплению звуков во фразовой речи пройдет более эффективно, если дети будут заучивать короткие стихотворения с опорой на наглядные средства.

Пример занятия по закреплению губно-губных звуков, а также по воспитанию других сторон звуковой культуры речи.

Программное содержание: закрепить правильное произношение звуков [м] ([м']), [п] ([п']), [б] ([б']). Учить детей различать на слух различные звукосочетания с этими звуками, четко произносить слова, вежливо и достаточно громко обращаться к воспитателю, пользоваться тихой речью (упражнения на звукопроизношение, выработку четкой дикции, развитие голосового аппарата, речевого слуха).

Наглядный материал: игрушки - машины (грузовая и легковая), кошка, корова, мышка, коза, баран, матрешка, мишка, паровоз, пирамидка, барабан, белка, кукла и др.

Ход занятия:

Воспитатель: Би-ип - би-ип. Что это сигналит? (Ответы детей.) Правильно, к нам едет машина. Она дает сигнал, чтобы мы открыли ворота.

Педагог открывает дверь, въезжает машина, в кузове которой находятся игрушечные животные (кошка, корова, мышка, коза, баран). Воспитатель по очереди показывает игрушки и спрашивает, как мяукает кошка. мычит корова, пищит мышка и т.д. Затем расставляет игрушки на столе и организует игру. Произнося звукоподражание, он спрашивает, какое животное как кричит. Далее воспитатель предлагает девочкам побыть водителями легковых машин, а мальчикам - грузовых. Дети ходят по комнате и сигналят (легковые машины - тихо, грузовые - громко).

Затем малыши садятся на свои места. Педагог проводит с ними игру "Магазин". Он расставляет на столе игрушки и говорит:

Я буду продавцом. Кем я буду? (Дети отвечают хором и индивидуально.) А вы будете покупателями. Кем вы будете? Что делает продавец? Что делает покупатель? (Хоровые и индивидуальные ответы малышей.)

Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать, дети называют их. Педагог приглашает к столу кого-нибудь из детей и спрашивает:

Марина, какую игрушку ты хотела бы купить? Девочка называет, например, мишку. Педагог соглашается "продать", но предлагает Марине попросить вежливо:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новое в образовании:

Средства мультимедиа в образовательном процессе
Многие преподаватели впервые сталкиваются с понятием мультимедиа, когда в их распоряжении оказывается компьютер, оснащенный специальным оборудованием, позволяющий работать с самой разнообразной информацией, такой как текст, звук, неподвижные и движущиеся изображения. Для большинства людей, имеющих ...

Виды мышления
Система приемов и способов умственной деятельности помогает учащимся обнаружить, выделить, объединить существенные признаки изучаемых предметов и явлений. В психологии рассматривают следующие виды мышления (табл.1). Таблица 1 Организация мыслительной деятельности Виды мышления По форме наглядно-обр ...

"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения
Цель этой статьи - предложить свой ракурс изложения одной из тем курса полифонии для учащихся теоретического отделения. В процессе изложения темы задействованы определённые педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, самостоятельная исследоват ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru