Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Педагогика и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях » Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Страница 10

Последовательность уточнения и закрепления звуков, развития фонематического восприятия, освоения других сторон звуковой культуры речи может быть такова.

Сначала воспитатель сообщает детям, какой звук будет изучаться, для этого он использует различные звукоподражания: гудение комара - звук [з], жужжание жука - [ж] и т.д. После того как дети усвоят, с каким звуком им предстоит работать, уточняется его артикуляция, правильность произношения каждым ребенком. На этом же занятии проводятся игры и упражнения, направленные на развитие у детей умения узнавать и слышать знакомый звук в слогах, словах, то есть предлагаются задания на развитие фонематического восприятия. В процессе уточнения и закрепления звонких согласных воспитатель может предложить детям произнести звук с различной громкостью, то есть одновременно он развивает их голосовой аппарат. При произнесении фрикативных звуков ([с], [з], [ш], [ж]) он обращает внимание на длительность их произнесения (просит произнести звук как можно дольше на одном выдохе), что способствует развитию у детей речевого дыхания.

Следующий этап работы по воспитанию правильного произношения - закрепление звука в словах. Для этого используются игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом упражняются в четком и правильном его произношении. Одновременно даются задания на определение наличия звука в слове на слух и в произношении. Например, среди лежащих на столе игрушек назвать лишь ту, в названии которой есть звук [з]: заяц и кошка, коза и корова. Воспитатель предлагает детям так произносить слова, чтобы звук слышался ясно (з-з-з-аяц). Выделяя звук голосом, дети учатся вслушиваться в его звучание, слышать его в речи. В дальнейшем можно давать более сложные задания - на подбор слов с изучаемым звуком, на изменение слова так, чтобы в нем были заданные звуки. Например, при закреплении звука [ч'] детям предлагают изменить имена девочек так, чтобы в них был этот звук: Оля - Олечка, Таня - Танечка; подобрать названия детенышей животных и птиц: у волка - волчонок, волчата; у галки - галчонок, галчата и пр.

Закрепление правильного произношения звуков в речи осуществляется в процессе произнесения фраз, чистоговорок, небольших стихотворений, загадок и другого речевого материала. Например, при отработке звука [л] детям предлагают такую чистоговорку: "Мама Милу моет мылом". При этом воспитатель следит не только за тем, чтобы дети правильно произносили звук [л], но и за тем, чтобы они внятно выговаривали все слова, то есть работа по закреплению звуков обязательно сочетается с выработкой четкой дикции. Для развития голосового аппарата можно предложить детям повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения.

Воспитатель обращает внимание на правильность произношения звуков и в повседневном общении с ребенком. При необходимости организует дополнительные занятия с детьми, которые по каким-либо причинам не смогли своевременно усвоить материал.

В течение всего учебного года проводятся игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, голосового аппарата, на выработку умеренного темпа речи, интонационных средств выразительности. Таким образом, работа над произносительной стороной речи тесно переплетается с развитием фонематического восприятия, речевого слуха.

Формирование правильного произношения звуков остается одной из главных задач в воспитании звуковой культуры речи. На данном возрастном этапе обращается внимание на правильность произношения всех звуков родного языка, но специальная работа по уточнению и закреплению звуков проводится в следующей последовательности: сначала с группой свистящих [с] ([с']), [з] ([з']), [ц], затем - шипящих ([ш], [ж], [ч'], [щ']) и звуков [л] ([л']), [р] ([р']). На закрепление каждого звука отводится примерно два занятия.

В начале учебного года воспитатель проводит игровые упражнения на закрепление произношения звуков "раннего онтогенеза" (гласные, простые согласные), которые изучались в младших группах. Дети упражняются в произнесении небольших речевых единиц: отдельных звуков, слогов, при этом используются в основном звукоподражания: у-у-у свистит паровоз, му-у мычит корова, би-и гудит машина и т.д.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Новое в образовании:

Педагогические условия развития математических представлений посредством информационных технологий
В педагогическом словаре педагогические условия понимаются, как обстоятельства, от которых что-либо зависит. Под комплексом педагогических условий понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств в процессе обучения, и является результатами целенаправленного отбора, приме ...

Философские основы воспитания нравственных ценностей
Проблема нравственных ценностей занимает одно из ведущих мест в системе современного философского знания. Изучение нравственных ценностей в широком значении возникла задолго до нашей эры. Термин «нравственность» берет свое начало от греческого «этос». Впоследствии древнеримский философ Цицерон ввел ...

Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru