Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Педагогика и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях » Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Страница 11

Занятия по уточнению и закреплению свистящих и шипящих звуков, а также звуков [л] ([л']), [р] ([р']) проводятся в течение всего учебного года. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом сложности их овладения, а также группы, к которой они относятся.

Закрепление отрабатываемых звуков в словах осуществляется при помощи их интонационного выделения: з-з-зонт, с-с-санки. Предлагая детям отчетливо произносить слова с выделением звуков голосом, воспитатель не только закрепляет их произношение, укрепляет артикуляционный аппарат, но и развивает фонематическое восприятие. Произнесение слов шепотом также способствует более четкой артикуляции звуков и может служить хорошим приемом при отработке звукопроизношения и дикции.

В работе над формированием правильного звукопроизношения надо чаще использовать игры, игровые ситуации (особенно в тех случаях, когда требуется неоднократное произнесение одних и тех же слов), так как они способствуют активизации речи детей. В качестве наглядного материала могут служить различные предметы, игрушки, картинки.

Закрепление звуков во фразе, введение их в речь осуществляются при повторении чистоговорок, заучивании стихов, потешек, считалок, предлагаемых программой, в процессе описания игрушек, предметов, передачи содержания картин.

Необходимо больше внимания уделять выработке у детей пятого года жизни хорошей дикции. Педагог следит не только за правильностью и четкостью произнесения детьми слов (поправляет детей, говорящих нечетко), но и широко применяет на занятии специальный материал, способствующий воспитанию чистой речи. Используя чистоговорки, необходимо следить за тем, чтобы дети произносили слова ясно и чисто как в замедленном темпе (в начале заучивания), так и в умеренном, а в некоторых случаях и в слегка ускоренном.

Работа над дикцией должна обязательно включаться в содержание речевых занятий: при пересказах художественных произведении, составлении рассказов по картине. При этом воспитателю необходимо постоянно следить за тем, чтобы дети не только точно и связно излагали текст произведения или описывали картину, но и четко и ясно произносили слова и фразы.

На данном возрастном этапе продолжается работа по развитию у детей слухового восприятия и речевого слуха. На занятиях необходимо использовать игры и упражнения, требующие дифференциации на слух различных звукосочетаний, определения на слух громкости, скорости произнесения фразы.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в процессе закрепления звуков. Воспитатель включает в занятие специальные игры и упражнения на узнавание звука в слове, на выделение из группы слов тех, которые имеют заданный звук, на подбор игрушек и предметов, в названии которых есть отрабатываемые звуки (при этом вся группа, контролирует правильность выполнения задания). В начале учебного года желательно не использовать такие слова, в которых есть звуки, близкие по звучанию или произношению. Например, предлагая детям выделить слова со звуком [з], не следует давать такие, в которых есть звуки [с] и [ж].

Предлагая задания, в которых дети должны определить на слух наличие того или иного звука в слове, на первоначальных этапах слова необходимо произносить так, чтобы отрабатываемый звук звучал в них отчетливо и ясно. Для этого можно выделить его голосом, произнести несколько с громче и дольше, чем остальные. Такие занятия надо чаще проводить в игровой форме. Например, можно предложить детям посадить в машину или автобус только тех животных, в названии которых есть звук [с] "С-с-слон. В этом слове есть звук [с]?" - спрашивает воспитатель. Если дети говорят, что в этом слове есть звук [с], игрушка укладывается в машину. Потом задание усложняется. Воспитатель предлагает определить наличие звука в слове, не прибегая к выделению его голосом. Так, педагог просит среди двух разных предметов найти лишь тот, в названии которого есть заданный звук: например, показать картинки с изображением козы и коровы, назвать этих животных, а потом сказать, в названии какого животного есть звук [з].

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Новое в образовании:

Методика введения понятий: функции, аргумента, области определения
Не смотря на чрезвычайно большой объем, широту и сложность понятия функции, его простейший вариант дается уже в средних классах школы. Это понятие в дальнейшем играет важную роль, являясь базовым понятием в изучении алгебры и начал анализа. Начиная с 7 класса средней школы идет постепенное изучение ...

Этапы обучения групповой работе
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе в курсе ''школоведение'' ( Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь), в это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, ч ...

Индивидуализация и дифференциация воспитания
Новые ориентации и ценности современного образования обусловили необходимость понимать ученика как индивидуальную действительность и как индивидуальную возможность. Индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет ее среди других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупност ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru