Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Педагогика и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях » Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Страница 11

Занятия по уточнению и закреплению свистящих и шипящих звуков, а также звуков [л] ([л']), [р] ([р']) проводятся в течение всего учебного года. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом сложности их овладения, а также группы, к которой они относятся.

Закрепление отрабатываемых звуков в словах осуществляется при помощи их интонационного выделения: з-з-зонт, с-с-санки. Предлагая детям отчетливо произносить слова с выделением звуков голосом, воспитатель не только закрепляет их произношение, укрепляет артикуляционный аппарат, но и развивает фонематическое восприятие. Произнесение слов шепотом также способствует более четкой артикуляции звуков и может служить хорошим приемом при отработке звукопроизношения и дикции.

В работе над формированием правильного звукопроизношения надо чаще использовать игры, игровые ситуации (особенно в тех случаях, когда требуется неоднократное произнесение одних и тех же слов), так как они способствуют активизации речи детей. В качестве наглядного материала могут служить различные предметы, игрушки, картинки.

Закрепление звуков во фразе, введение их в речь осуществляются при повторении чистоговорок, заучивании стихов, потешек, считалок, предлагаемых программой, в процессе описания игрушек, предметов, передачи содержания картин.

Необходимо больше внимания уделять выработке у детей пятого года жизни хорошей дикции. Педагог следит не только за правильностью и четкостью произнесения детьми слов (поправляет детей, говорящих нечетко), но и широко применяет на занятии специальный материал, способствующий воспитанию чистой речи. Используя чистоговорки, необходимо следить за тем, чтобы дети произносили слова ясно и чисто как в замедленном темпе (в начале заучивания), так и в умеренном, а в некоторых случаях и в слегка ускоренном.

Работа над дикцией должна обязательно включаться в содержание речевых занятий: при пересказах художественных произведении, составлении рассказов по картине. При этом воспитателю необходимо постоянно следить за тем, чтобы дети не только точно и связно излагали текст произведения или описывали картину, но и четко и ясно произносили слова и фразы.

На данном возрастном этапе продолжается работа по развитию у детей слухового восприятия и речевого слуха. На занятиях необходимо использовать игры и упражнения, требующие дифференциации на слух различных звукосочетаний, определения на слух громкости, скорости произнесения фразы.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в процессе закрепления звуков. Воспитатель включает в занятие специальные игры и упражнения на узнавание звука в слове, на выделение из группы слов тех, которые имеют заданный звук, на подбор игрушек и предметов, в названии которых есть отрабатываемые звуки (при этом вся группа, контролирует правильность выполнения задания). В начале учебного года желательно не использовать такие слова, в которых есть звуки, близкие по звучанию или произношению. Например, предлагая детям выделить слова со звуком [з], не следует давать такие, в которых есть звуки [с] и [ж].

Предлагая задания, в которых дети должны определить на слух наличие того или иного звука в слове, на первоначальных этапах слова необходимо произносить так, чтобы отрабатываемый звук звучал в них отчетливо и ясно. Для этого можно выделить его голосом, произнести несколько с громче и дольше, чем остальные. Такие занятия надо чаще проводить в игровой форме. Например, можно предложить детям посадить в машину или автобус только тех животных, в названии которых есть звук [с] "С-с-слон. В этом слове есть звук [с]?" - спрашивает воспитатель. Если дети говорят, что в этом слове есть звук [с], игрушка укладывается в машину. Потом задание усложняется. Воспитатель предлагает определить наличие звука в слове, не прибегая к выделению его голосом. Так, педагог просит среди двух разных предметов найти лишь тот, в названии которого есть заданный звук: например, показать картинки с изображением козы и коровы, назвать этих животных, а потом сказать, в названии какого животного есть звук [з].

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Новое в образовании:

Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений. Так, при подг ...

Мультимедиа как средство обучения
Современное образование требует изменения подходов к обучению. Прежде всего, следует добиться максимальной активизации и визуализации обучения. Этому способствует применение различных технических средств, позволяющих сократить время изложения нужной информации и современные технологии в образовании ...

Истоки декоративно – прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru