Следующая методика «Моя семья» (автор Селевко Г.,) обращена к детям. Им предлагалось написать (очень кратко, всего в несколько строк) сочинение по следующему примерному плану:
а) Из кого состоит ваша семья?
б) Считаешь ли ты ее дружной или нет? Почему?
в) Кого в семье считаешь самым близким тебе человеком? Почему? С кем советуешься, делишься мыслями? Кому в семье доверяешь свои тайны? На кого из своей семьи хочешь быть похожим? Почему?
г) Как ваша семья проводит свободное время, выходные дни? Где вы отдыхали прошлым летом?
д) Кто в семье контролирует твою учебу? Как часто? Какое участие принимает в этом мать, отец, другие члены семьи?
е) Помогаешь ли ты родителям? В чем заключается твоя помощь?
ж) Часто ли тебя наказывают? В чем именно выражается наказание?
з) Что еще ты хочешь сказать о своей семье?
И, наконец, третья методика «Взаимная оценка» (автор Спиваковская А.С., ) обращена к детям и их родителям одновременно. Эта методика направлена была на то, чтобы выяснить, как дети и родители представляют себе оценки и самооценки друг друга. Детям и их родителям было предложено с помощью полярных прилагательных (типа «чистый - грязный», «терпеливый - нетерпеливый», «добрый - злой» и т.п.) описать свое и другое поколение, то, как воспринимает другая сторона (как старшие оценивают младших и наоборот) и как родители и дети представляют себе самооценки других.
Определим результаты эксперимента по 1-й из предложенных методик. Было подсчитано, сколько очков набрали родители. Родители Лёни Г., Вани З., Иры К., Вовы К., Юли П. набрали более 20 очков. Их отношения с детьми в основном можно считать благополучными, процесс их семейной социализации - успешным. Характерно, что именно эти дети, как показывают наблюдения социального педагога, отличаются спокойным и благожелательным нравом, дружелюбием по отношению к одноклассникам и учителям. Они улыбчивы и открыты для общения. Учатся ровно, успевают по всем предметам.
Родители еще 5-ти детей (Вити Д., Нины Д., Раи Т., Коли З., Лены З.) набрали от 10 до 20 очков. Отношения этих родителей с детьми можно оценивать как удовлетворительные, но их семейная социализация протекает недостаточно многосторонне. Наблюдения социального педагога показывают, что эти дети нередко испытывают трудности в общении с одноклассниками и учителями, в их настроении случаются перепады, при ухудшении своего настроения они могут и нагрубить как своим товарищам, так и старшим. Родителям этих детей было предложено подумать самим, в чем их отношения с детьми должны быть углублены и дополнены.
И, наконец, родители еще 5-ти детей (Риты П., Артема В., Антона Д., Лизы И., Кати А.) набрали менее 10 очков. Контакты этих родителей с детьми явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить. Ведь именно эти дети, по наблюдениям социального педагога, имеют трудности в социализации и в эмоциональной сфере: они грубы, малорадостны, редко улыбаются, мало общаются с товарищами, испытывают большие трудности и в учебе.
По второй методике (написание краткого сочинения) были получены такие результаты. Только шесть детей (Лёня Г., Ваня З., Ира К., Вова К., Юля П., Витя Д.) назвали свою семью дружной. Эти же дети назвали в качестве своих самых близких людей кого-то из родителей или даже обоих родителей. Причины такой близости назывались разные: «Мама добрая», «Папа всегда может выслушать меня», «Родители всегда помогают мне», «С мамой и папой мне интересно и весело», «Родители любят меня, а я люблю их». Эти дети писали, что они могут родителям доверить любые свои тайны, посоветоваться с ними, хотят быть похожими на них. Из ответов этих детей следовало также, что родители свое свободное время проводят с ними: ходят в театры, музеи, вместе ездят в отпуск. Кроме того, родители этих детей постоянно контролируют выполнение детьми уроков, дети же активно помогают родителям по хозяйству. Дополнительно дети сообщали, например, какие интересные праздники проводятся в их домах, куда они ходили вместе с родителями и т.п.
Новое в образовании:
Роль, функции классификации при формировании понятий
В организации учебной деятельности младших школьников в процессе формирования математических понятий особую роль играет прием классификации. Для того чтобы решать вопрос о принадлежности предмета к данному понятию учащиеся должны уметь дифференцировать признаки на существенные и несущественные, нео ...
Обучение в интернате
Практика обучения этих детей с ДЦП в массовой школе показала, что особенности психического и физического развития не позволяют им полноценно овладевать программой массовой общеобразовательной школы. Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится в специальном типе школ – школ ...
Деятельность социального педагога с беспризорными и безнадзорными
Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления – это профилактическое и коррекционно-реабилитационное. Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя: – работу по организации благоприятной с ...