Проблема творчества вообще и роль творчества в развитии личности

Страница 2

Процесс создания обществом человека с соответствующими способности есть процесс созидания обществом самого себя, оно в целом и различные его подсистемы функционируют и развиваются за счет рационального использования человеческого творческого потенциала. Как человек, так и общество выступает как цель и средство для другого и опосредуется другим, что и находит своё выражение в их взаимной зависимости. И если говорить о способностях к творчеству в действительном их содержании, многообразии, деятельном их формировании и реализации, то сама человеческая история, материальная и духовная культура предстанет как истинная кладовая человеческого творчества, способности и способов их формирования .

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим согласно такому пониманию. Не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению ситуации или проблемы .

Есть более расширенное определение в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а существенные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям.

С этой позиции весь мир культуры – продукт творчества человека. Все предметы обыденной жизни некогда появились в воображении их созидателей, а теперь стали кристаллизованным, или реализованным воображением. Кто-то некогда сначала мысленно представил, а потом воплотил те предметы, которые нас окружают.

Творчество присутствует не только в мастерских великих художников или в партитурах известных композиторов. Оно есть всюду, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, каким бы малым ни казалось оно в сравнении с памятниками великого прошлого. Вещи, окружающие человека являются результатом длительного коллективного творчества, в которое каждый вносит посильную лепту, зачастую настолько изменяя предмет, что его мог бы не узнать тот, кто способен выйти за пределы тривиального, привычного, придает вещи новое значение, новый вид, новую функцию, превращается в творца.

Творчество это всегда создание нового. Но не все новое может быть рассмотрено как творческое. Согласно представлению Нобелевского лауреата в области экономики Г. Симона, чтобы быть творческим, продукт должен быть не только новым, но и интересным и ценным для человечества.

Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа ее достижения. Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие возможностей этого достичь побуждает самостоятельно искать путь решения проблемы.

Человек, полностью довольный всем, не имеет желания придумывать. Исключение составляют маленькие дети, в которых природой заложены «прыгатели» и «двигатели» и для которых жить означает единственную возможность творить.

Для творчества необходимо воплотить мечту в жизнь, что требует и навыка, и трудолюбия, и упорства. Всякое творчество рождается на опыте. Кажется невероятным, но все созданное многообразие строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизмененных.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Специфика и содержание дополнительного образования
Всякая образовательная система создается для реализации определенных социальных потребностей – запросов государства, отдельных социальных групп, общества в целом. Но в вопросе развития образовательная система сама начинает влиять на содержание социальных запросов в сфере образования, на содержание ...

Научная гипотеза в педагогике и её постановка
Одним из основных эмпирических методов в педагогической науке является педагогический эксперимент, который обычно включает в себя несколько этапов. Первым этапом любого педагогического эксперимента является выявление противоречия и постановка проблемы. На этом этапе работы исследователь выбирает пр ...

Исследование агрессивности по методике Басса – Дарки
На втором этапе проводилось исследование агрессивности у подростков по методике Басса – Дарки. Опросник предлагался подросткам, находящимся в следственном изоляторе, и подросткам обычной средней школы. После проведенного исследования полученные данные были обработаны и приведены в приложении в диаг ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru