Проблема творчества вообще и роль творчества в развитии личности

Страница 2

Процесс создания обществом человека с соответствующими способности есть процесс созидания обществом самого себя, оно в целом и различные его подсистемы функционируют и развиваются за счет рационального использования человеческого творческого потенциала. Как человек, так и общество выступает как цель и средство для другого и опосредуется другим, что и находит своё выражение в их взаимной зависимости. И если говорить о способностях к творчеству в действительном их содержании, многообразии, деятельном их формировании и реализации, то сама человеческая история, материальная и духовная культура предстанет как истинная кладовая человеческого творчества, способности и способов их формирования .

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим согласно такому пониманию. Не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению ситуации или проблемы .

Есть более расширенное определение в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а существенные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям.

С этой позиции весь мир культуры – продукт творчества человека. Все предметы обыденной жизни некогда появились в воображении их созидателей, а теперь стали кристаллизованным, или реализованным воображением. Кто-то некогда сначала мысленно представил, а потом воплотил те предметы, которые нас окружают.

Творчество присутствует не только в мастерских великих художников или в партитурах известных композиторов. Оно есть всюду, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, каким бы малым ни казалось оно в сравнении с памятниками великого прошлого. Вещи, окружающие человека являются результатом длительного коллективного творчества, в которое каждый вносит посильную лепту, зачастую настолько изменяя предмет, что его мог бы не узнать тот, кто способен выйти за пределы тривиального, привычного, придает вещи новое значение, новый вид, новую функцию, превращается в творца.

Творчество это всегда создание нового. Но не все новое может быть рассмотрено как творческое. Согласно представлению Нобелевского лауреата в области экономики Г. Симона, чтобы быть творческим, продукт должен быть не только новым, но и интересным и ценным для человечества.

Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа ее достижения. Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие возможностей этого достичь побуждает самостоятельно искать путь решения проблемы.

Человек, полностью довольный всем, не имеет желания придумывать. Исключение составляют маленькие дети, в которых природой заложены «прыгатели» и «двигатели» и для которых жить означает единственную возможность творить.

Для творчества необходимо воплотить мечту в жизнь, что требует и навыка, и трудолюбия, и упорства. Всякое творчество рождается на опыте. Кажется невероятным, но все созданное многообразие строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизмененных.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной и экспериментальной группах
При анализе результатов констатирующего и контрольного экспериментов, выявилось, что при производственной деятельности (тест «Рукавички») коммуникативные навыки проявляются гораздо выше, чем в ситуациях непосредственного общения («Незавершенная сказка»). Предполагаем, что это связано с тем, что пер ...

Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя
Методологическими ориентирами в построении концептуальной модели деятельности классного руководителя по воспитанию в классе нравственных ценностей являются такие подходы как системный, деятельностный, проблемно-целевой, культурологический, аксиологический, личностный. Эти подходы использовались в д ...

Общее педставление о видах и методах педагогических исследований
Научно-педагогическое знание представляет собой воспроизведение в языковой или символической форме обобщённых представлений о закономерных связях в отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями. Педагогическое знание существует в виде научных представлений и понятий, идей и гип ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru