Проблема творчества вообще и роль творчества в развитии личности

Страница 4

Д.А. Леонтьев выделяет творчество как универсальную натуральную функцию, присущую всем нормально развивающимся детям, и творчество как высшую психическую функцию, в которое детское творчество трансформируется в процессе взросления. Суть натурального творчества заключается в игре возможностями, в создании субъективно нового вне какой-либо его оценки; суть взрослого творчества заключается в диалоге с культурой и внесении в неё объективно нового. Переход от первого ко второму происходит через преодоление неизбежной конфронтации с инертной социокультурной средой, исход которой зависит от особенностей личности.

Если сравнить подростка с шести-семи летним ребенком, оказывается, что среди пятнадцатилетних подростков в два-три раза меньше увлекающихся рисованием. Если допустить, с известными оговорками, что сценическая игра – это продолжение детской игры, а развитие артистических данных в какой-то степени подготавливается в игровой ситуации, то можно было бы предполагать среди взрослых значительное число лиц с развитыми актерскими способностями. Однако с возрастом, напротив, уменьшается круг людей, готовых производить сценические действия. С литературным творчеством происходит обратное: очень мало детей, сочиняющих стихи в четырех-пяти летнем возрасте. Нет этого и в семи – восьми летнем возрасте, но затем происходит резкий сдвиг, когда каждый третий подросток пишет стихи, очерки, ведет дневник, обнаруживает склонности к продуктивной работе в том или ином жанре литературы. Однако с возрастом потребность в реализации себя в слове, так же как и в живописи, утрачивается, но способности не теряются. Детское творчество – это канал скрытого развития взрослого творчества, важный инструмент формирования личности.

Взросление требует более регидных, жестких форм поведения, связанных с многократно проигранными надежными действиями. Известен факт, когда обезьяны, за которыми наблюдали ученые, переняли их метод мыть батат в реке. Но это сделали лишь молодые особи, поскольку более старшие уже не смогли освоить новые непривычные действия . Нарастающая ригидность свойственна и человеку. Однако человек отличается от животного способностью к творчеству и после детства. Возможно, это следствие неотении – задержки на детской стадии развития.

Чтобы социализироваться, войти в общество, ребенку нужно пожертвовать общественной уникальностью. Процент оригинальных ответов в четыре года отмечается у пятидесяти процентов детей, число их падает в два раза в начале посещения школы и только в колледже в подростковом возрасте вновь растет до пятидесяти процентов.

У подростков становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к возрасту десяти лет, а второй приходится на юношеский возраст. Выделяется несколько уровней творчества. Нижняя возрастная граница приходится на старший дошкольный возраст. Находясь на этом уровне, ребенок, найдя решение, продолжает дальнейший поиск дополнительных решений задачи, что приводит к выявлению других способов ее решения. Следующий, креативный, уровень характеризуется тем, что самостоятельно найденная опытным путем закономерность не используется ребенком просто как прием решения, после которого задача откладывается, а выступает в качестве новой проблемы. Первое появление этого уровня отмечается в десять лет. Дети одного возраста могут находится на разных уровнях творчества, что связано с особенностями становления личности каждого из них.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Учет индивидуальных особенностей детей в воспитании
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...

Анализ педагогической деятельности Асафа Мессерера
Достойный представитель известнейшей театральной династии, к которой принадлежат актёры Азарий и Рахиль Мессереры, танцовщица и педагог Суламифь Мессерер, Майя Плисецкая и сын Асафа, художник Борис Мессерер. Выпускник Московского хореографического училища, солист Большого театра, Асаф Мессерер обла ...

Эстетическое развитие ребёнка
Для эстетического развития ребенка важен уровень сенсорного развития: умение видеть, слышать, различать предметы, а так же преимущественное развитие эмоциональной сферы в раннем детстве. Ребенок не различает реальное и воображаемое, у него нет чувства действительности. Отношение к миру, к людям окр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru