Миллионы людей рисовали тест «Несуществующее животное». Психологи, которые обрабатывают этот тест, точно знают, что и взрослые, и дети рисуют животное, созданное из элементов, с которыми человек сталкивался ранее. Он может скомбинировать их иным способом, чем тот, который существует в реальности, придать другую форму, функцию, перенести в другое место и время, но не способен создать элемент, который не был бы представлен ему в прежнем опыте.
Первая интересная мысль – колесо – это лишь перенос на землю того образа, который ежедневного катится по небу. Конструкторы, создающее самолеты, видели птиц и копируют их крыло, клавиатура современного компьютера – видоизмененная клавиатура печатной машинки, а интерфейс Windows – лишь привычный для каждого способ рассматривать изображение в окне.
Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание. Существует взаимное подкрепление между эмоциональным переживанием и творческим воображением: чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства. Чем более живо ребенок рисует в своем воображение чудовище, тем больше он боится, забывая о том, что сам его породил.
Не менее значительным фактором является личностные особенности. Есть люди, легко придумывающее новые варианты форм и новые объяснения явлениям, но есть и такие, для которых изменчивость близка чему-то неприятному и тревожному. Это отличие можно объяснить особенностью среды, в которой развивается ребенок: она может активно поощрять в нем созидательные способности, иногда даже и слабо выраженные, но и может не менее активно препятствовать их проявлению, подавляя явно различимый талант.
Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет свое выражение, каждому периоду детства свойственна своя ее форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве .
Согласно Т. Рибо, все формы творчества требуют включения эмоций, как побудителей этого процесса, и знаний, необходимых для его воплощения. В качестве примера Рибо приводит путешественников, много видевших, но не умеющих рассказать об этом людям, и эмоциональных людей, чьи порывы никогда не порождают творческого результата.
Для рождения нового необходимо сочетание эмоциональности и трезвости разума. В разные возрастные периоды возможности к творчеству у людей не одинаковы. Ребенок готов рассказать, но ему пока нечего вспомнить. Старику есть, что вспомнить, но отсутствует эмоция, подкрепляющая желание это передать. В детстве рисуют, танцуют, поют и декламируют стихи почти все, уже в начальной школе это делает существенно меньшее число детей, тогда как к подростковому возрасту в искусстве остаются единицы. О тех, кто в семьдесят лет начинает рисовать вновь, слагают легенды.
В норме воображения активизируется в трехлетнем возрасте, остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особо одаренных людей. С возрастом большинство навсегда уходит в прозу практической жизни и хоронит мечты своей юности. Однако воображение не исчезает полностью, оно появляется теперь в каких-то отдельных аспектах жизни.
Новое в образовании:
Иллюстрация разработки инструментария для
определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики
Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает. Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: ...
Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и
принципы педагогического руководства дошкольным учреждением
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продум ...
Анализ педагогической деятельности Асафа Мессерера
Достойный представитель известнейшей театральной династии, к которой принадлежат актёры Азарий и Рахиль Мессереры, танцовщица и педагог Суламифь Мессерер, Майя Плисецкая и сын Асафа, художник Борис Мессерер. Выпускник Московского хореографического училища, солист Большого театра, Асаф Мессерер обла ...