Проблема развития творческих способностей личности

Страница 2

Творческое «Я» – последний элемент системы, представляет собой своеобразный фермент, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем».

Из приведенных определений можно собрать общее о том, что такое личность. Личность — это устойчивая система поведения индивида, построенная на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек. Личность отличается самостоятельностью в поступках, способна нести ответственность и решать проблемы, контролирует поведение, обладает силой воли, способна изменяться с течением времени.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют люди, которые его окружают в первые годы жизни, например, его семья. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером, так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их праобразами, которые формируются на протяжении жизни.

Каждая личность обладает своими индивидуальными особенностями, которые выражаются ее способностями. Наличие способностей является одним из условий для успешного осуществления определенного рода деятельности. «Способности — это то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого». Виды способностей — разнообразны (музыкальные, технические, организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей. Способности определяются прочностью овладения какой-либо деятельностью, характеризующейся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью, соответственно творческие (креативные) способности лежат в основе любой креативной деятельности.

Большинство философов определяет творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Также немало внимания уделили теме творчества представители фрейдийской школы.

З. Фрейд считал креативную активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия. А. Адлеру творчество представлялось способом компенсации комплекса недостаточности (неполноценности). Р. Ассаджиоли характеризует творчество как процесс восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

По словам Г.С. Батищева (русский философ XX века, занимавшийся теорией познания), творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность». Я.А. Пономарев (ученый в области психологии творчества и интеллекта) определяет творчество не только как процесс «созидания нового», но и как «механизм развития личности».

Ф.Д. Батюшков (филолог, историк литературы и критик) говорит, что «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личностное начало и употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (творчество научное, творчество поэтическое, музыкальное, творчество в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. п.».

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...

Иллюстрация разработки инструментария для определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики
Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает. Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: ...

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы с младшими подростками
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Труднос ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru