Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа по реализации процесса воспитания эстетической культуры школьников осуществлялась на базе Элистинского Дворца детского творчества Республики Калмыкия. В процессе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ДДТ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (эта задача, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений педагогического и детского коллективов и их конкурентных преимуществ).

2. Определить желаемое будущее состояние художественно-эстетического образования и воспитания в ДДТ, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям самого учреждения и социума (важно иметь в виду: речь идет не о концепции идеального учреждения вообще, а о концепции будущего состояния именно данного, конкретного направления деятельности учреждения как целостной системы).

Основным продуктом данного этапа работы явился проблемный анализ воспитания эстетической культуры школьников в деятельности учреждения.

Проблемный анализ показал, что на предшествующем этапе функционирования образовательного учреждения проблемы, противоречия и затруднения, возникающие в плане эстетического воспитания в ДДТ, были порождены ориентацией на устаревшие типовые (примерные) дополнительные образовательные программы, лишенные национального (этнического) компонента. Воспитанники, занимавшиеся в детских объединениях художественно-эстетической направленности, не получали в полной мере этнокультурной (учебной) информации, не имели возможности «погружения» в родную этнокультурную среду в процессе занятий, получали, в основном, узкопредметные знания, умения и навыки, не представляющие этнокультурологической ценности. В результате, учреждение дополнительного образования детей готовило и выпускало в жизнь молодых людей со слабовыраженной этнической самоидентификацией, имеющих неплохие знания в разных отраслях искусства, но не умеющих использовать их этнокультурный потенциал, с трудом ориентирующихся в мультикультурном обществе и, как следствие, не достигающих высокого уровня эстетической воспитанности.

Проведенный проблемный анализ состояния процесса воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования позволил сделать вывод, что художественно-эстетическое образование, опирающееся на типовые (примерные) дополнительные образовательные программы, лишенные национального (этнокультурного) компонента, в значительной степени затрудняет воспитание эстетической культуры растущей личности, так как при этом не учитываются этнопедагогические, этнопсихологические особенности детей, как представителей того или иного этноса. Образовательный процесс по типовым программам не предусматривает вариативность в зависимости от местных условий и особенностей, возможностей и потребностей конкретного контингента воспитанников и пожеланий их родителей, тогда как этнокультурно коннотированное художественно-эстетическое образование носит культурообразующий характер и направлено на приобщение ребенка к этнической, российской и мировой культуре, общечеловеческим ценностям. Оно построено природосообразно, а потому способно эффективно воспитывать эстетическую культуру учащихся.

Констатирующий эксперимент охватывал 240 подростков в возрасте от 12 до 15 лет. Результаты предварительного исследования показали, что из них 81 подросток находится на инертном уровне эстетической культуры по когнитивному критерию, 142 - на относительно-целостном уровне. –Целостно-продуктивного уровня достигли 17 подростков. На инертном уровне по аксиологическому критерию находятся 132 подростка, на относительно-целостном уровне – 101, а на целостно-продуктивном – 7 подростков. На инертном уровне по креативному критерию находятся 117 подростка, на относительно-целостном – 113. Целостно-продуктивного уровня достигли 10 подростков. Данный этап позволил сделать предварительный вывод о положительном влиянии дополнительного художественно-эстетического образования на формирование эстетической культуры школьников.

В соответствии с задачами исследования нами определялись и анализировались направления, формы и методы этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности, способствующие воспитанию эстетической культуры школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Педагог дополнительного образования в условиях модернизации образования
В концепции модернизации российского образования (на период до 2010 года) в качестве существенного изменения в образовании выдвигается следующий пункт: "Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные и ...

Роль математики в формирования логической грамотности у учащихся начальной школы
Математика способствует развитию логического мышления, заставляя искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и суть их доказательств, изучать специфику работы творческой мысли выдающихся ученых. В математике логическая строгость и стройнос ...

Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии
В развитии гендерных исследований на Западе условно можно выделить три этапа. Первый этап (примерные временные границы — 70-е годы) — это период появления первых гендерно ориентированных научных работ, связанных с интенсивным развитием на Западе феминистского движения либеральной ориентации. Либера ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru