Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 2

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельном нахождении проблем, поиске знаний, необходимых для решения или самостоятельного добывания таких знаний путем исследования. Следовательно, способом реализации имеющихся компетенций и формирования требуемых, становится специально организованная деятельность студента, имеющая свой состав, структуру и содержание, которые обеспечивают формирование мотивационного поля, ведут к развитию потребности в самостоятельной деятельности. Таким образом, ведущими направлениями в практической подготовке студента становятся: самостоятельная творческая работа, включенность в инициирующую и инициативную деятельность, социально-ориентированные формы и методы деятельности.

Становление профессиональной компетентности будущего специалиста заключается в системном единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и личностных качеств студентов, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и целенаправленно организовывать процессы профессионального общения.

Профессиональная компетентность представляет собой владение, обладание студентом совокупностью компетенций, включающих его личное отношение к ней и предмету деятельности, а также способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Компетенция при этом понимается как некоторое отчуждённое, заранее заданное требование к образовательной подготовке студента (А.В. Хуторской); она включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Целью образовательной деятельности может стать развитие у студентов следующих групп компетенций:

1)Ключевые компетенции - общие компетенции человека, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста (концептуальные, инструментальные, ценностно-этические, интегративные, контекстуальные, адаптационные).

2) Базовые компетенции – умения в определённой профессиональной области (компетенции в области самообразования, коммуникативные, организационные, научно-исследовательские).

3) Специальные компетенции – умения необходимые для выполнения конкретной профессиональной ситуации (проективные, прогностические, конструктивные, аналитические, развивающие, рефлексивные).

Для более точного понимания и дифференциации ключевого понятия «профессиональное умение», мы посчитали целесообразным проанализировать категориально-понятийный ряд категории «профессионализм».

Так как самореализация личности наиболее плодотворно осуществляется в профессиональной деятельности, то именно профессиональная деятельность дает максимальный потенциал возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех основных потребностей личности (потребности в социальном признании, самоудовлетворении, безопасности и прочее). Само формирование человеческой личности происходит в значительной степени в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

В последние десятилетия исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Первое направление посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. Работы в этом направлении обуславливаются запросами практики и посвящаются какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности. В этом случае исследователи опираются на концепцию профессионально важных качеств личности (ПВК). По мнению А.К.Маркова, усиление внимания к определенному качеству личности позволяет разрабатывать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленному формированию данного свойства в профессиональной деятельности.

Второе направление посвящено изучению целостности личности. Это комплексные исследования, рассматривающие комплекс ПВК, их взаимосвязь и взаимовлияние в процессе конкретной профессиональной деятельности.

Целесообразность синтетического (в настоящее время - целостного) подхода к исследованию личности профессионала подчеркивалось еще в 30-е годы двадцатого века С.Г. Геллерштейном, который отмечал, что психологическое изучение профессиональной деятельности стремится охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании. Современные исследователи - Б.Б Ананьев, Н.В Кузьмина, К.К. Платонов, Н.А Рыбаков, В.Д Шадриков рассматривали различные стороны профессиональной компетентности специалиста.

В работах А.К Марковой наиболее полно и целостно представлено системное понимание профессионализма, выделены его составляющие (мотивационные и операциональные), определенные критерии, уровни, этапы, ступени продвижения работника к профессионализму, определенные формы способствующие профессиональному росту.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей
Методическая работа в УДО - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов: деятельностный аспект позв ...

Реализация условий преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек, отобранных нами в экспериментальную группу. На данном этапе эксперимента мы провели работу по устранению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Для этого мы провели серию занятий сказкотерапии, направленных на устране ...

Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение
Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики. Социально-психологическое обеспечение воспитательной дея ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru