Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 2

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельном нахождении проблем, поиске знаний, необходимых для решения или самостоятельного добывания таких знаний путем исследования. Следовательно, способом реализации имеющихся компетенций и формирования требуемых, становится специально организованная деятельность студента, имеющая свой состав, структуру и содержание, которые обеспечивают формирование мотивационного поля, ведут к развитию потребности в самостоятельной деятельности. Таким образом, ведущими направлениями в практической подготовке студента становятся: самостоятельная творческая работа, включенность в инициирующую и инициативную деятельность, социально-ориентированные формы и методы деятельности.

Становление профессиональной компетентности будущего специалиста заключается в системном единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и личностных качеств студентов, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и целенаправленно организовывать процессы профессионального общения.

Профессиональная компетентность представляет собой владение, обладание студентом совокупностью компетенций, включающих его личное отношение к ней и предмету деятельности, а также способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Компетенция при этом понимается как некоторое отчуждённое, заранее заданное требование к образовательной подготовке студента (А.В. Хуторской); она включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Целью образовательной деятельности может стать развитие у студентов следующих групп компетенций:

1)Ключевые компетенции - общие компетенции человека, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста (концептуальные, инструментальные, ценностно-этические, интегративные, контекстуальные, адаптационные).

2) Базовые компетенции – умения в определённой профессиональной области (компетенции в области самообразования, коммуникативные, организационные, научно-исследовательские).

3) Специальные компетенции – умения необходимые для выполнения конкретной профессиональной ситуации (проективные, прогностические, конструктивные, аналитические, развивающие, рефлексивные).

Для более точного понимания и дифференциации ключевого понятия «профессиональное умение», мы посчитали целесообразным проанализировать категориально-понятийный ряд категории «профессионализм».

Так как самореализация личности наиболее плодотворно осуществляется в профессиональной деятельности, то именно профессиональная деятельность дает максимальный потенциал возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех основных потребностей личности (потребности в социальном признании, самоудовлетворении, безопасности и прочее). Само формирование человеческой личности происходит в значительной степени в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

В последние десятилетия исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Первое направление посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. Работы в этом направлении обуславливаются запросами практики и посвящаются какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности. В этом случае исследователи опираются на концепцию профессионально важных качеств личности (ПВК). По мнению А.К.Маркова, усиление внимания к определенному качеству личности позволяет разрабатывать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленному формированию данного свойства в профессиональной деятельности.

Второе направление посвящено изучению целостности личности. Это комплексные исследования, рассматривающие комплекс ПВК, их взаимосвязь и взаимовлияние в процессе конкретной профессиональной деятельности.

Целесообразность синтетического (в настоящее время - целостного) подхода к исследованию личности профессионала подчеркивалось еще в 30-е годы двадцатого века С.Г. Геллерштейном, который отмечал, что психологическое изучение профессиональной деятельности стремится охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании. Современные исследователи - Б.Б Ананьев, Н.В Кузьмина, К.К. Платонов, Н.А Рыбаков, В.Д Шадриков рассматривали различные стороны профессиональной компетентности специалиста.

В работах А.К Марковой наиболее полно и целостно представлено системное понимание профессионализма, выделены его составляющие (мотивационные и операциональные), определенные критерии, уровни, этапы, ступени продвижения работника к профессионализму, определенные формы способствующие профессиональному росту.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Приемы активизации учебного процесса
1. Анализ ситуаций При диагностике и анализе ситуации чаще всего необходимо определить наиболее существенные её особенности, связи, факты. Под ситуацией принято понимать временный срез состояния воображаемой или наблюдаемой в действительности системы, отражающей взаимодействие людей, машин; взаимод ...

Проблема развития творческих способностей личности
Вопросу что такое личность множество философов дают различные определения. Известный психолог, основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, считая, что решающее значение в вопросе формирования личности принадлежит сексуальному фактору. Его у ...

Диагностика профессиональной направленности личности учителя
Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного ко ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru