Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 3

Е.А Климов отмечает, что профессионал представляет себе образ продукта как результата деятельности. Деятельность удерживает в сознании профессионал и обученный профессии, повышающий профессиональную квалификацию.

Приведем категориально-понятийный ряд категории «профессионализм» в виде таблицы с указанием имен ученых, занимавшихся научным обоснованием понятийного ряда. Таблица 1 - Категориально-понятийный ряд профессионализма

Термин

Автор

Профессионализм

В.В. Буткович, Т.А. Венедиктова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.А. Машин, А.К. Маркова, И.И. Продемов А.В. Солоисин, Е.Н. Старкова

Профессиональная компетентность

В.С. Калита, М.Н. Кариетова,

Н.Е. Костылева

Профессиональное мастерство

Н.К. Бавланова, А.А. Деркач

Квалификация

И.О. Котнярова

Профессионализация

В.А. Машин

Профессиональное становление

А.Р. Фонарев

Профессиональное самоопределение

Т.В. Кудрявцев

Профессиональное мышление

М.Н. Кашапов

Профессиональная пригодность

М.О. Калашников, Т.А Воробьева

Суммируя смыслы формулировок, предлагающихся различными авторами, определим обозначенные понятия:

Профессионализм: включение личностью в себя интересных свойств, таких как профессиональная компетентность, нравственная инициатива и мастерство.

- устойчивое свойство личности и деятельности, а также способность личности к саморазвитию и самокоррекции.

Профессиональная готовность: интеграционное личностное образование, включает профессиональную направленность, профессионально важные качества, знания и умения. Компоненты профессиональной готовности: мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлективный.

Профессиональная направленность: целостное многогранное свойство личности, включает два компонента: праксический (поведенческий) и эмоционально-когнитивный.

Профессиональная компетентность:

а) интеграционное количество специалиста, включает уровни овладения умениями, знаниями, практическим опытом.

б) индивидуально- психологическое образование, включает ЗУНы, ПВК, психологическую готовность.

Профессионально - педагогическая квалификация: интеграционная способность личности, обеспечивает возможность каждого педагога выполнять профессиональные функции и включает профессиональную компетентность, педагогическую нравственность, инициативность и педагогическое мастерство.

В то же время существуют различия в трактовке терминов разными авторами:

так, Н.К. Бакланова и А.А. Деркач профессионализм включают как составную часть в мастерство; В.В. Букевич и И.И. Проданов считают, что понятие профессионализм шире, чем мастерство.

Ряд авторов считает, что профессионализм и педагогическая компетентность могут использоваться в качестве синонимов. С этой позиции формирование педагогической компетентности (профессионализма) идет по трем направлениям: изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения; изменение личности субъекта; изменение соответственных компонентов установки субъекта деятельности по отношению к объекту деятельности.

Н.К. Бакланова высказывает мнение, что необходимыми и достаточными условиями становления профессионального мастерства является профессиональная направленность, творческое профессиональное мышление и профессиональное самосохранение специалиста.

Большинство исследователей сходятся на том, что основной чертой профессиональной компетентности является степень развития профессионального мышления. Данный показатель предлагается использовать и как критерий сформированности профессиональной компетентности.

Однако анализ работ указанных авторов не дает полного представления о соотносимости понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность (компетенция)» с понятием «профессиональное умение».

Под профессиональным умением понимается умение решать профессиональные задачи различной направленности и содержания. Различия направленности профессиональных задач обусловлены различием целей, содержания, инструментария и субъектной позиции участников педагогического процесса. Различие содержания профессиональных задач детерминируется целями институционального свойства (целями образовательного учреждения, педагогического коллектива, ближайшего окружения субъекта образовательного процесса и пр.). Поэтому профессиональное умение в контексте нашего исследования рассматривается как базовая основа профессионализма будущего специалиста и нынешнего студента.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Система профилактических мероприятий с дошкольниками и родителями по профилактике детского травматизма
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм. Это: – Занятия: ознакомление с окружающим миром, разв ...

Определение уровня коммуникабельности педагога
Под общением мы будем понимать взаимодействие людей как субъектов и выделять в нем три основных компонента: коммуникативный (обмен информацией); интерактивный (обмен действиями, выработка стратегии взаимодействия), перцептивный (восприятие и понимание другого человека). Общение — сложный многоплано ...

Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г. Караганды
В период февраль-март 2004 года Карагандинским областным институтом повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования была проведена пробная диагностика функциональной грамотности учащихся г. Караганды. За последние 10 лет в нашей республике произошли серьезн ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru