Е.А Климов отмечает, что профессионал представляет себе образ продукта как результата деятельности. Деятельность удерживает в сознании профессионал и обученный профессии, повышающий профессиональную квалификацию.
Приведем категориально-понятийный ряд категории «профессионализм» в виде таблицы с указанием имен ученых, занимавшихся научным обоснованием понятийного ряда. Таблица 1 - Категориально-понятийный ряд профессионализма
|
Термин |
Автор |
|
Профессионализм |
В.В. Буткович, Т.А. Венедиктова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.А. Машин, А.К. Маркова, И.И. Продемов А.В. Солоисин, Е.Н. Старкова |
|
Профессиональная компетентность |
В.С. Калита, М.Н. Кариетова, Н.Е. Костылева |
|
Профессиональное мастерство |
Н.К. Бавланова, А.А. Деркач |
|
Квалификация |
И.О. Котнярова |
|
Профессионализация |
В.А. Машин |
|
Профессиональное становление |
А.Р. Фонарев |
|
Профессиональное самоопределение |
Т.В. Кудрявцев |
|
Профессиональное мышление |
М.Н. Кашапов |
|
Профессиональная пригодность |
М.О. Калашников, Т.А Воробьева |
Суммируя смыслы формулировок, предлагающихся различными авторами, определим обозначенные понятия:
Профессионализм: включение личностью в себя интересных свойств, таких как профессиональная компетентность, нравственная инициатива и мастерство.
- устойчивое свойство личности и деятельности, а также способность личности к саморазвитию и самокоррекции.
Профессиональная готовность: интеграционное личностное образование, включает профессиональную направленность, профессионально важные качества, знания и умения. Компоненты профессиональной готовности: мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлективный.
Профессиональная направленность: целостное многогранное свойство личности, включает два компонента: праксический (поведенческий) и эмоционально-когнитивный.
Профессиональная компетентность:
а) интеграционное количество специалиста, включает уровни овладения умениями, знаниями, практическим опытом.
б) индивидуально- психологическое образование, включает ЗУНы, ПВК, психологическую готовность.
Профессионально - педагогическая квалификация: интеграционная способность личности, обеспечивает возможность каждого педагога выполнять профессиональные функции и включает профессиональную компетентность, педагогическую нравственность, инициативность и педагогическое мастерство.
В то же время существуют различия в трактовке терминов разными авторами:
так, Н.К. Бакланова и А.А. Деркач профессионализм включают как составную часть в мастерство; В.В. Букевич и И.И. Проданов считают, что понятие профессионализм шире, чем мастерство.
Ряд авторов считает, что профессионализм и педагогическая компетентность могут использоваться в качестве синонимов. С этой позиции формирование педагогической компетентности (профессионализма) идет по трем направлениям: изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения; изменение личности субъекта; изменение соответственных компонентов установки субъекта деятельности по отношению к объекту деятельности.
Н.К. Бакланова высказывает мнение, что необходимыми и достаточными условиями становления профессионального мастерства является профессиональная направленность, творческое профессиональное мышление и профессиональное самосохранение специалиста.
Большинство исследователей сходятся на том, что основной чертой профессиональной компетентности является степень развития профессионального мышления. Данный показатель предлагается использовать и как критерий сформированности профессиональной компетентности.
Однако анализ работ указанных авторов не дает полного представления о соотносимости понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность (компетенция)» с понятием «профессиональное умение».
Под профессиональным умением понимается умение решать профессиональные задачи различной направленности и содержания. Различия направленности профессиональных задач обусловлены различием целей, содержания, инструментария и субъектной позиции участников педагогического процесса. Различие содержания профессиональных задач детерминируется целями институционального свойства (целями образовательного учреждения, педагогического коллектива, ближайшего окружения субъекта образовательного процесса и пр.). Поэтому профессиональное умение в контексте нашего исследования рассматривается как базовая основа профессионализма будущего специалиста и нынешнего студента.
Новое в образовании:
Сущность, функции и система гражданского воспитания
Содержание общегражданского политического осознания обусловливает его функции. Социальная функция общественной политической сознательности направлена на стабилизацию внутреннего положения в обществе, обеспечение морально-политического единства и дружбы народов России, осознание каждым гражданином п ...
Особенности методики формирования
математической грамотности в образовательной программе "Школа 2100"
В соответствии с программой курса "Моя математика" программа "Школа 2100" авторы Т.Е. Демидова С.А. Козлова А.П. Тонких к концу обучения во втором классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: различать истинные и ложные высказывания (верные и неверны ...
Формирования экологической культуры посредством дидактической игры
Особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет игра. В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигается на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей. Поэтому, эффективн ...