Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 3

Е.А Климов отмечает, что профессионал представляет себе образ продукта как результата деятельности. Деятельность удерживает в сознании профессионал и обученный профессии, повышающий профессиональную квалификацию.

Приведем категориально-понятийный ряд категории «профессионализм» в виде таблицы с указанием имен ученых, занимавшихся научным обоснованием понятийного ряда. Таблица 1 - Категориально-понятийный ряд профессионализма

Термин

Автор

Профессионализм

В.В. Буткович, Т.А. Венедиктова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.А. Машин, А.К. Маркова, И.И. Продемов А.В. Солоисин, Е.Н. Старкова

Профессиональная компетентность

В.С. Калита, М.Н. Кариетова,

Н.Е. Костылева

Профессиональное мастерство

Н.К. Бавланова, А.А. Деркач

Квалификация

И.О. Котнярова

Профессионализация

В.А. Машин

Профессиональное становление

А.Р. Фонарев

Профессиональное самоопределение

Т.В. Кудрявцев

Профессиональное мышление

М.Н. Кашапов

Профессиональная пригодность

М.О. Калашников, Т.А Воробьева

Суммируя смыслы формулировок, предлагающихся различными авторами, определим обозначенные понятия:

Профессионализм: включение личностью в себя интересных свойств, таких как профессиональная компетентность, нравственная инициатива и мастерство.

- устойчивое свойство личности и деятельности, а также способность личности к саморазвитию и самокоррекции.

Профессиональная готовность: интеграционное личностное образование, включает профессиональную направленность, профессионально важные качества, знания и умения. Компоненты профессиональной готовности: мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлективный.

Профессиональная направленность: целостное многогранное свойство личности, включает два компонента: праксический (поведенческий) и эмоционально-когнитивный.

Профессиональная компетентность:

а) интеграционное количество специалиста, включает уровни овладения умениями, знаниями, практическим опытом.

б) индивидуально- психологическое образование, включает ЗУНы, ПВК, психологическую готовность.

Профессионально - педагогическая квалификация: интеграционная способность личности, обеспечивает возможность каждого педагога выполнять профессиональные функции и включает профессиональную компетентность, педагогическую нравственность, инициативность и педагогическое мастерство.

В то же время существуют различия в трактовке терминов разными авторами:

так, Н.К. Бакланова и А.А. Деркач профессионализм включают как составную часть в мастерство; В.В. Букевич и И.И. Проданов считают, что понятие профессионализм шире, чем мастерство.

Ряд авторов считает, что профессионализм и педагогическая компетентность могут использоваться в качестве синонимов. С этой позиции формирование педагогической компетентности (профессионализма) идет по трем направлениям: изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения; изменение личности субъекта; изменение соответственных компонентов установки субъекта деятельности по отношению к объекту деятельности.

Н.К. Бакланова высказывает мнение, что необходимыми и достаточными условиями становления профессионального мастерства является профессиональная направленность, творческое профессиональное мышление и профессиональное самосохранение специалиста.

Большинство исследователей сходятся на том, что основной чертой профессиональной компетентности является степень развития профессионального мышления. Данный показатель предлагается использовать и как критерий сформированности профессиональной компетентности.

Однако анализ работ указанных авторов не дает полного представления о соотносимости понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность (компетенция)» с понятием «профессиональное умение».

Под профессиональным умением понимается умение решать профессиональные задачи различной направленности и содержания. Различия направленности профессиональных задач обусловлены различием целей, содержания, инструментария и субъектной позиции участников педагогического процесса. Различие содержания профессиональных задач детерминируется целями институционального свойства (целями образовательного учреждения, педагогического коллектива, ближайшего окружения субъекта образовательного процесса и пр.). Поэтому профессиональное умение в контексте нашего исследования рассматривается как базовая основа профессионализма будущего специалиста и нынешнего студента.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Анализ результатов исследования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...

Опора на принцип наглядности в процессе обучения математики
Процесс обучения опирается на следующие принципы: принцип научности; принцип связи теории с практикой; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип наглядности; принцип сознательности и активности учащихся; принцип прочности; принцип рационального сочетания коллективны ...

Определение уровня двигательной активности у детей с задержкой психического развития на основе наблюдения
С целью определения уровней двигательной активности у детей с задержкой психического развития, проводилось изучение методической литературы (М. А. Руновой) и наблюдение за детьми. Наблюдение с хронометражем проводилось с 12.03.2012г по16.03.2012г за детьми ежедневно с 8 утра до 19 вечера, с целью в ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru