Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 4

Для понимания сущности профессионального умения, формируемого у студента, мы сочли необходимым проанализировать проблему рефлексии и рефлексивную основу его профессионального становления. Значение рефлексии в эффективном овладении профессиональными умениями трудно переоценить, поскольку, оценивая профессиональное умение с психологических позиций в качестве личностного образования, следует отметить его интериоризационный аспект. По определению из философского словаря, «…рефлексия - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов». Пробковые полы по скидке купить купить пробковый пол.

Г.П. Щедровицкий предложил схему рефлексивного процесса решения функциональных деятельностных задач, результатом которых является изменение деятельности. Данный процесс происходит на основе рефлексивного осмысления реальности: как осознания ценностного отношения, выбора решения или действия. Операционными ресурсами организованной рефлексии являются память, воображение, воля, чувство, способность к присвоению смыслов деятельности и происходящего. Схема рефлексии ценностного выбора в решении задач представлена модулями, разворачивающимися в опыте решения задач будущим специалистом.

Модуль 1 – рефлексия условий задачи, личностных ценностей.

Модуль 2 - рефлексия в присвоении ценностей.

Модуль 3 – рефлексия ценностей и отношения к ним на основе эмоционально-волевых процессов личности.

Модуль 4 – рефлексия на основе гуманитарного взаимодействия, диалога, ведущая к деятельностному акту.

Примечания: R - организованные рефлексии (на основе взаимодействия памяти, воли, чувств, процессов интериоризации / экстериоризации смыслов- R1 - r2 - r3 - r4 - r1…).

O - организованная рефлексия (на основе взаимодействия убеждения, озарения, целеполагание- o1 - o2 - o3 - o4 - o1…).

Среди основных направлений разработки проблемы рефлексии выделяют следующие направления:

Деятельностное направление, суть которого состоит в рассмотрении рефлексии как компонента структуры деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).

Среди современных проблем исследования А.В. Карпов определяет доминирование абстрактно-философского подхода к исследованию проблемы рефлексии над конкретно-научным.

Сторонниками деятельностного подхода (О.С. Анисимов, Л.С. Выготский, Г.П. Щедровицкий) рефлексия понимается как осознание оснований и средств деятельности: выход во внешнюю позицию субъекта деятельности, акты установления отношений между деятельностями или их структурными образованиями (действиями, целями, средствами).

Кроме того, значимыми, на наш взгляд, являются следующие дополнения к определению рефлексии:

рефлексия есть процесс создания практического знания, контекстного, а значит, надежного, валидного;

рефлексия- процесс изменения, становления другим;

онтологией рефлексии является деятельность, функцией - развитие (рефлексия позволяет получить новое знание, новое представление и понимание предмета, черпая «новое» из «старого»).

Понимание необходимости обучению рефлексии отражается также в тенденции фундаментализации российского образования (Г.А. Бордовский, В.А. Данильчук, Б.С. Рябушкин, В.В. Сериков и др.), предполагающей не только овладение целостной основой наук, но и «вооружение студентов надпредметными, методологическими знаниями, что позволит учителю в своей профессиональной деятельности осознанно реализовать свободу выбора социально значимых идей и теорий, а также соответствующих им содержания и технологий образовательного процесса» (А.А. Орлов).

Изучением форм и видов рефлексии занимались такие ученые, как Г. Гегель («полагающая», «сравнительная», «определяющая»), Ж. Пиаже (рефлексия «физическая» и «абстрагирующая»), И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов («интеллектуальная» и «личностная»), И.С. Ладенко (по времени -«ретроспективная», «проспективная», «интроспективная», по способу решения задачи- «продуктивная», «репродуктивная»).

А.В. Карпов, вслед за И.С. Ладенко, выделяет по временному принципу следующие виды рефлексии:

ситуативную рефлексию, обеспечивающую непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление элементов ситуации, способность субъектов к соотнесению своих действий с ситуацией, координации действий в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием.

ретроспективную рефлексию, проявляющуюся в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности. Предметами данного вида рефлексии являются причины произошедшего, содержание и результативные параметры прошлого поведения.

перспективную рефлексию, соотносящуюся с функцией анализа предстоящей деятельности, ее планированием и прогнозированием.

Д. Шен выделяет – «рефлексию - в действии», которая основана на отслеживании выбора способа действия, решения задачи, выполняемого действия, и «рефлексию после действия», то есть рефлексию после совершения действия, поступка, деятельности:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Возможность формирования теоретического мышления на материале биологии
Одна из главных целей образования – формирование научного мировоззрения, ядром которого являются взгляды и убеждения, органически связанные с развитой способностью теоретического мышления. Для рассмотрения возможности формирования теоретического мышления в курсе биологии вновь обратимся к основным ...

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как изв ...

Реализация кредитно-рейтинговой системы в индивидуально-ориентированном образовательном процессе вуза
Одной из важнейших особенностей вводимых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) является использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ. Показатели трудоемкости образовательных программ в целом, трудоемкости циклов учебных дисциплин заданы в новых стандар ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru