рефлексия в действии - это процесс рефлексии создаваемой конструктивной схемы решения задач, контролирование деятельности по решению задачи, функция «рефлексии в действии» является формулирование субъектной позиции.
рефлексия после действия (непосредственное определение рефлексивной практики) - исследование конструктивной схемы решения задачи по совершению действия, по окончанию решения. Особая функция данного вида рефлексии - поддержка в становлении и развитии опыта, помощь в переживании проблемного и негативного опыта профессиональной деятельности. https://www.bordur-trotuar.ru цены на тротуарная плитка прессованная. цены шкафы купе в липецке
Рефлексия позволяет осознать ценностные основания и средства деятельности, на основе использования разных видов рефлексии.
Еще в 60е годы XX века советский методолог Г.П. Щедровицкий выделил следующие ориентации в организации мышления: объектную и системомыследеятельностную. Объектная организация мышления обеспечивает стандартизированное решение задач: знания ориентированы на объект действия, их перечень имеется или может быть составлен. Для системомыследеятельностной организации мышления характерно отсутствие первоначального видения объекта и существования только набора операций. По мнению Г. П. Щедровицкого, специалист должен обладать двумя типами знания:
знаниями объектно-ориентированными, описывающими стандартные процедуры,
знаниями о собственных структурах организации опыта, полученными на основе рефлексии.
Выделение типов знаний Г.П. Щедровицким свидетельствует о необходимости накопления в опыте будущего учителя как предметных знаний, умений решать профессиональные проблемы, так и знаний о рефлексии и умений рефлексировать. Именно на основе выделенных типов знаний, по мнению Г.П. Щедровицкого, происходит организация опыта будущей деятельности в понимаемые и объяснимые формы, то есть создается «личностная теория деятельности».
Следовательно, любая деятельность является ценностно-ориентированной, ценностно-обоснованной; кроме того, исследовав профессиональную деятельность специалиста, процесс решения им профессиональных задач, возможно определить, на основе какой теории он работает.
Д. Шен определил, что личность на основе присвоенных ценностей профессиональной деятельности в процессе накопления жизненного опыта конструирует личностную концепцию – «теорию - в действии», которая отражается в профессиональной деятельности в полной мере: знание любого человека функционирует в его деятельности. Таким образом, будущий учитель не будет применять чью-то теорию, а конструировать свою собственную концепцию обучения в конкретных условиях.
Рефлексия опыта решения задач является внутренним механизмом формирования, развития и становления профессионального умения на основе ценностей будущей профессиональной деятельности и оформления субъектной позиции будущего специалиста.
Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы:
Субъектная позиция будущего специалиста - это целостное развивающееся качество его личностной позиции, которое характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к образованию, его целям и смыслу, процессу и результатам. Оно выражается в оформлении субъектной позиции будущего специалиста на основе рефлексивного осмысления накапливаемого ценностно-смыслового и рефлексивного опыта решения задач.
2. Субъектная позиция, являясь ценностным отношением к будущей профессиональной деятельности, представляет собой индивидуализированную концепцию будущей профессиональной деятельности, которая основана на накопленном рефлексивном опыте решения задач, специфичных для каждого этапа освоения профессионально - образовательной программы. Таким образом, накопление ценностно-смыслового опыта будущей профессиональной деятельности характеризуется ценностным самоопределением на основе рефлексии.
3. Рефлексивное осмысление собственного ценностно-смыслового способа решения задач получает самостоятельное развитие в накапливаемом опыте. Следовательно, представляется возможным заключить, что профессиональное умение есть рефлексивно-смысловое личностное образование, являющееся базовым компонентом профессионального становления будущего специалиста и может быть рассмотрено с позиции накопления рефлексивного опыта решения задач, которые реализуются в логике профессиональной образовательной программы.
Рассматривая профессиональные умения как рефлексивно-смысловые личностные образования и дифференцируя их по методологическим признакам общности, особенного и единичного, мы пришли к выводу, что не все профессиональные умения студента педагогического колледжа можно сформировать и развить в процессе теоретического и практического обучения. Этот вывод подтвердила исследовательская работа по изучению опыта проектирования профессиональных умений в ходе организации производственной практики студентов на разных годах обучения.
Новое в образовании:
Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии
«Шанс» Полянской школы-интерната
Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключае ...
Научная гипотеза в педагогике и её постановка
Одним из основных эмпирических методов в педагогической науке является педагогический эксперимент, который обычно включает в себя несколько этапов. Первым этапом любого педагогического эксперимента является выявление противоречия и постановка проблемы. На этом этапе работы исследователь выбирает пр ...
Новообразование – «Я сам»
Обретение растущим ребенком самостоятельности проходит через определенные этапы, сначала это физическое отделение от организма матери при рождении, затем физиологическое – путем обучения самостоятельно удовлетворять свои биологические потребности и, наконец, приобретение психологической независимос ...