Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 5

рефлексия в действии - это процесс рефлексии создаваемой конструктивной схемы решения задач, контролирование деятельности по решению задачи, функция «рефлексии в действии» является формулирование субъектной позиции.

рефлексия после действия (непосредственное определение рефлексивной практики) - исследование конструктивной схемы решения задачи по совершению действия, по окончанию решения. Особая функция данного вида рефлексии - поддержка в становлении и развитии опыта, помощь в переживании проблемного и негативного опыта профессиональной деятельности.

Рефлексия позволяет осознать ценностные основания и средства деятельности, на основе использования разных видов рефлексии.

Еще в 60е годы XX века советский методолог Г.П. Щедровицкий выделил следующие ориентации в организации мышления: объектную и системомыследеятельностную. Объектная организация мышления обеспечивает стандартизированное решение задач: знания ориентированы на объект действия, их перечень имеется или может быть составлен. Для системомыследеятельностной организации мышления характерно отсутствие первоначального видения объекта и существования только набора операций. По мнению Г. П. Щедровицкого, специалист должен обладать двумя типами знания:

знаниями объектно-ориентированными, описывающими стандартные процедуры,

знаниями о собственных структурах организации опыта, полученными на основе рефлексии.

Выделение типов знаний Г.П. Щедровицким свидетельствует о необходимости накопления в опыте будущего учителя как предметных знаний, умений решать профессиональные проблемы, так и знаний о рефлексии и умений рефлексировать. Именно на основе выделенных типов знаний, по мнению Г.П. Щедровицкого, происходит организация опыта будущей деятельности в понимаемые и объяснимые формы, то есть создается «личностная теория деятельности».

Следовательно, любая деятельность является ценностно-ориентированной, ценностно-обоснованной; кроме того, исследовав профессиональную деятельность специалиста, процесс решения им профессиональных задач, возможно определить, на основе какой теории он работает.

Д. Шен определил, что личность на основе присвоенных ценностей профессиональной деятельности в процессе накопления жизненного опыта конструирует личностную концепцию – «теорию - в действии», которая отражается в профессиональной деятельности в полной мере: знание любого человека функционирует в его деятельности. Таким образом, будущий учитель не будет применять чью-то теорию, а конструировать свою собственную концепцию обучения в конкретных условиях.

Рефлексия опыта решения задач является внутренним механизмом формирования, развития и становления профессионального умения на основе ценностей будущей профессиональной деятельности и оформления субъектной позиции будущего специалиста.

Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы:

Субъектная позиция будущего специалиста - это целостное развивающееся качество его личностной позиции, которое характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к образованию, его целям и смыслу, процессу и результатам. Оно выражается в оформлении субъектной позиции будущего специалиста на основе рефлексивного осмысления накапливаемого ценностно-смыслового и рефлексивного опыта решения задач.

2. Субъектная позиция, являясь ценностным отношением к будущей профессиональной деятельности, представляет собой индивидуализированную концепцию будущей профессиональной деятельности, которая основана на накопленном рефлексивном опыте решения задач, специфичных для каждого этапа освоения профессионально - образовательной программы. Таким образом, накопление ценностно-смыслового опыта будущей профессиональной деятельности характеризуется ценностным самоопределением на основе рефлексии.

3. Рефлексивное осмысление собственного ценностно-смыслового способа решения задач получает самостоятельное развитие в накапливаемом опыте. Следовательно, представляется возможным заключить, что профессиональное умение есть рефлексивно-смысловое личностное образование, являющееся базовым компонентом профессионального становления будущего специалиста и может быть рассмотрено с позиции накопления рефлексивного опыта решения задач, которые реализуются в логике профессиональной образовательной программы.

Рассматривая профессиональные умения как рефлексивно-смысловые личностные образования и дифференцируя их по методологическим признакам общности, особенного и единичного, мы пришли к выводу, что не все профессиональные умения студента педагогического колледжа можно сформировать и развить в процессе теоретического и практического обучения. Этот вывод подтвердила исследовательская работа по изучению опыта проектирования профессиональных умений в ходе организации производственной практики студентов на разных годах обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новое в образовании:

Проблема развития творческих способностей личности
Вопросу что такое личность множество философов дают различные определения. Известный психолог, основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, считая, что решающее значение в вопросе формирования личности принадлежит сексуальному фактору. Его у ...

Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с общением
Проведенный теоретический анализ проблемы идентичности педагогов дает возможность более четко определить цель и гипотезу настоящего исследования. Таким образом, цель данного исследования — изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением. Гипотеза 1 исследования состояла в пред ...

Взаимоотношения детей в совместной деятельности
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверст ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru