Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 5

рефлексия в действии - это процесс рефлексии создаваемой конструктивной схемы решения задач, контролирование деятельности по решению задачи, функция «рефлексии в действии» является формулирование субъектной позиции.

рефлексия после действия (непосредственное определение рефлексивной практики) - исследование конструктивной схемы решения задачи по совершению действия, по окончанию решения. Особая функция данного вида рефлексии - поддержка в становлении и развитии опыта, помощь в переживании проблемного и негативного опыта профессиональной деятельности.

Рефлексия позволяет осознать ценностные основания и средства деятельности, на основе использования разных видов рефлексии.

Еще в 60е годы XX века советский методолог Г.П. Щедровицкий выделил следующие ориентации в организации мышления: объектную и системомыследеятельностную. Объектная организация мышления обеспечивает стандартизированное решение задач: знания ориентированы на объект действия, их перечень имеется или может быть составлен. Для системомыследеятельностной организации мышления характерно отсутствие первоначального видения объекта и существования только набора операций. По мнению Г. П. Щедровицкого, специалист должен обладать двумя типами знания:

знаниями объектно-ориентированными, описывающими стандартные процедуры,

знаниями о собственных структурах организации опыта, полученными на основе рефлексии.

Выделение типов знаний Г.П. Щедровицким свидетельствует о необходимости накопления в опыте будущего учителя как предметных знаний, умений решать профессиональные проблемы, так и знаний о рефлексии и умений рефлексировать. Именно на основе выделенных типов знаний, по мнению Г.П. Щедровицкого, происходит организация опыта будущей деятельности в понимаемые и объяснимые формы, то есть создается «личностная теория деятельности».

Следовательно, любая деятельность является ценностно-ориентированной, ценностно-обоснованной; кроме того, исследовав профессиональную деятельность специалиста, процесс решения им профессиональных задач, возможно определить, на основе какой теории он работает.

Д. Шен определил, что личность на основе присвоенных ценностей профессиональной деятельности в процессе накопления жизненного опыта конструирует личностную концепцию – «теорию - в действии», которая отражается в профессиональной деятельности в полной мере: знание любого человека функционирует в его деятельности. Таким образом, будущий учитель не будет применять чью-то теорию, а конструировать свою собственную концепцию обучения в конкретных условиях.

Рефлексия опыта решения задач является внутренним механизмом формирования, развития и становления профессионального умения на основе ценностей будущей профессиональной деятельности и оформления субъектной позиции будущего специалиста.

Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы:

Субъектная позиция будущего специалиста - это целостное развивающееся качество его личностной позиции, которое характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к образованию, его целям и смыслу, процессу и результатам. Оно выражается в оформлении субъектной позиции будущего специалиста на основе рефлексивного осмысления накапливаемого ценностно-смыслового и рефлексивного опыта решения задач.

2. Субъектная позиция, являясь ценностным отношением к будущей профессиональной деятельности, представляет собой индивидуализированную концепцию будущей профессиональной деятельности, которая основана на накопленном рефлексивном опыте решения задач, специфичных для каждого этапа освоения профессионально - образовательной программы. Таким образом, накопление ценностно-смыслового опыта будущей профессиональной деятельности характеризуется ценностным самоопределением на основе рефлексии.

3. Рефлексивное осмысление собственного ценностно-смыслового способа решения задач получает самостоятельное развитие в накапливаемом опыте. Следовательно, представляется возможным заключить, что профессиональное умение есть рефлексивно-смысловое личностное образование, являющееся базовым компонентом профессионального становления будущего специалиста и может быть рассмотрено с позиции накопления рефлексивного опыта решения задач, которые реализуются в логике профессиональной образовательной программы.

Рассматривая профессиональные умения как рефлексивно-смысловые личностные образования и дифференцируя их по методологическим признакам общности, особенного и единичного, мы пришли к выводу, что не все профессиональные умения студента педагогического колледжа можно сформировать и развить в процессе теоретического и практического обучения. Этот вывод подтвердила исследовательская работа по изучению опыта проектирования профессиональных умений в ходе организации производственной практики студентов на разных годах обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новое в образовании:

Структура и виды дидактических игр
Попыток классифицировать игры немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр специально под этот материал. В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. Такой подход явно не охватывает все богатств ...

Алгоритм управленческих действий на основе функционального подхода по вопросу подготовки и проведения педагогического совета в дошкольном учреждении
Заместитель заведующей по основной деятельности на основе своих профессиональных функций осуществляет подготовку к педагогическому совету. Диагностико-аналитическая функция позволяет грамотно подготовить и организовать педагогический совет, организовать этап разработки и подготовки. Проективно-конс ...

Логическая линия в школьных образовательных программах
Разносторонние возможности для развития логического мышления учащихся предоставляет преподавание математики, истории литературы, развивающее специфические стороны мышления. Так, например, изучение литературы учащиеся начинают с понятий "художественный образ", "литературный тип", ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru