Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании

Страница 2

Исходным положением Е.И. Казаковой для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, а важнейшим его положением выступил приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта. Е.И. Казакова дала следующее определение понятия «сопровождение»: «Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка».

Битянова М.Р. рассматривает сопровождение как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования и определяет его как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Таким образом, понятие «сопровождение» теснейшим образом связано как с охраной здоровья, так и с вытекающими отсюда, с одной стороны, динамической оценкой адаптированности ребенка в образовательной среде и, с другой стороны, поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде.

По мнению М.Р. Битяновой сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса будет определяться, по крайней мере, тремя основными взаимосвязанными компонентами:

1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;

2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).

Необходимо подчеркнуть, что одной из первостепенных задач сопровождения является определение критериев максимально допустимых образовательных воздействий (как количественных, так и качественных), критериев перехода состояния ребенка (при увеличении силы, сложности и объема образовательных воздействий) в пограничную с дезадаптивным состоянием зону.

Основанием системы сопровождения является концепция свободного выбора как условие развития. Сопровождение может трактоваться как помощь в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действие в котором несет сам человек.

Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта. Субъект – это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство, целостность всех качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных. Человек как субъект развивается всю жизнь, на основе своего индивидуального, группового, профессионального опыта. Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Упрощенная трактовка: сопровождение - это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях. Субъектом развития является любая система в образовании, и в этой связи объектами сопровождения могут быть человек, процесс, система (образовательная, педагогическая, социальная и др.).

Как мы видим, изначально вопросы сопровождения разрабатывались только для средней школы. Вместе с тем необходимость психологического обеспечения профессионального образования и потребность в психологической службе в учреждениях профессионального образования были осознаны отечественными психологами и педагогами достаточно давно. Теоретическая разработка этой проблемы и ее практическое решение прослеживается с конца 1970-х годов. Впервые психологическая служба в вузе была создана в Казанском государственном университете в 1977 году. Активно разрабатывалась идея психологического сопровождения как поддержки в профессиональном становлении в вузе Е.А. Климовым и В.Я Романовым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Календарно-тематическое планирование на уроках биологии
Число часов в неделю – 2 ч. Таблица 4 – Календарно – тематическое планирование (1 четверть; фрагмент) Учебная тема курса Тема урока Дата Внеурочная работа Домашнее задание Общие закономерности 1.Введение. Биология – наука о жизни 2.09.11   Прочитать с.3-5учебника ,написать краткую статью ,аргу ...

Анализ формирования мышления в традиционном преподавании биологии
В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным); Проблемное; Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение. Педаг ...

Профессиограмма педагога дополнительного образования
Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач. А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а др ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru