Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании

Страница 4

В основе метода психолого-педагогического сопровождения лежит личностно-проблемный подход, опирающийся на внутренний потенциал каждого конкретного человека и поддержку его окружения, а также на владение методами разрешения наиболее типичных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального развития.

Сопровождение в профессиональном образовании понимается как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса, способствующее профессиональному самоопределению обучающегося (студента), его личностно-профессиональному развитию.

При этом сопровождение обучающегося (студента) выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения субъектов образовательного процесса к взаимодействию, где молодой человек получает квалифицированную помощь в формировании ориентационного поля профессионального развития и психолого-педагогическую поддержку.

Сопровождение личностно-профессионального развития обучающихся (студентов) носит полифункциональный характер. Содержательное наполнение понятия строится на основе имеющихся знаний о сущности сопровождения развития в образовании, заключающейся в обеспечении возможностей свободного выбора как условия развития.

Система многоуровневого взаимодействия субъектов образовательного процесса в образовательно-профессиональной среде, реализующую многообразие функций сопровождения развития в образовании.

За основу выделения структурной модели профессиональных качеств будущего специалиста многие авторы предлагают взять структуру личности К.К. Платонова:

1. Профессиональная направленность

Состоящая из:

• мотивации профессионального выбора;

• ориентации на профессиональное самосовершенствование;

• тенденции к изменению самооценки по мере освоения профессии.

2. Профессиональный опыт.

Включающий:

• отношение к текущему уровню сформированных профессионально важных качеств;

• особенности протекания когнитивных и эмоциональных процессов;

• биопсихологические свойства, определяющие профессиональную пригодность.

Таким образом, основными категориями психолого-педагогического сопровождения в профессиональном образовании выступают:

1) проблемы профессионального и личностного развития субъектов деятельности в образовательном пространстве;

2) уровни взаимодействия участников сопровождения;

3) условия, обеспечивающие качество психологического сопровождения.

Общей целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося (студента) в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).

Общие задачи психолого-педагогического сопровождения в профессиональном образовании:

• психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития;

• предупреждение возникновения проблем развития обучающегося (студента);

• помощь (содействие) обучающемуся (студенту) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

• содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей;

• организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

Основные принципы организации психолого-педагогического сопровождения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Характеристика отклонений и особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушение онтогенетического развития). Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её мо ...

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем ...

Возрастные особенности младших подростков
Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10–11 до 14–15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своео ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru