В Германии действует особенная служба консультаций по вопросам специальной учебы самых способных учеников, созданы общественные гимназии, в которых талантливые дети могут проходить курс учебы за 8, а не за 9 лет, как обычно.
Во Франции с середины 80-х годов в некоторых учебных заведениях появились классы для одаренных учеников. В начале 90-х годов в Страсбурге создана особенная школа для детей с ранним умственным развитием. В СССР, в Новосибирском отделении АН СССР, в 60-70 годах действовала детская математическая школа, была разработана долговременная комплексная программа "Талантливые дети".
Специальная учеба талантливых детей в Украине началась с 1991 года. Закон "Об образовании" предусматривает создание для развития способностей, одаренности и таланта профильных классов (с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовки), специализированных школ, гимназий, лицеев, коллегиумов, а также разных типов учебно-воспитательных заведений, объединений. Самым талантливым детям государство оказывает поддержку (стипендии, направления на учебу и стажировку к ведущим отечественным и зарубежным образовательным, культурным центрам).
Для детей, склонных к научному творчеству, созданная Малая академия наук Украины. В 27 ее территориальных отделениях учится около 30 тысяч учеников общеобразовательных школ и профтехучилищ. С ними работают ученые с более чем 35 высших учебных заведений образования и научных учреждений НАН Украины.
Важным направлением дифференциации образования является организация учебы детей, которые находятся на противоположном, чем одаренные дети, полюсе, - инвалидов и детей с негативными отклонениями в умственном развитию. Проблема отображает грустную реальность массового рождения детей с разными патологиями в результате наследственных болезней, алкоголизма и наркомании родителей.
В Украине есть система специальных школ для детей с отклонениями в здоровье (лесные школы, спецшколы). Для части учеников регулярные занятия в них проводятся по обычным программам. Остальные дети и подростки учатся по облегченным общеобразовательным программам с акцентом на профессиональную подготовку.
Отдельным направлением дифференциации является компенсационная учеба, то есть дополнительные педагогические усилия относительно учеников, которые отстают в учебе, имеют слабую подготовку.
Формой компенсационной учебы являются классы выравнивания, укомплектованные на базе одной или нескольких начальных школ микрорайона детьми, которые на время вступления в школу оказались неподготовленными к систематической учебе в обычных условиях, а также учениками первого и второго классов, которые не успевают из основных предметов. Количество учеников в этих классах небольшое (16-20). У них решаются задания формирования учебной мотивации, успешной адаптации к условиям школьной жизни, развития социально-моральных качеств. С помощью специальной методики (не требовать одновременного исправления нескольких недостатков, хвалить исполнителя, а критиковать выполнение, сравнивать сегодняшние успехи с вчерашними неудачами, не жадничать на похвалу, выделять какой-нибудь успех, ставить предельно конкретные и реальные цели) дети "выравниваются" в развитии и знаниях со своими однолетками из обычных классов и могут вместе с ними успешно продолжать учебу в средней школе.
Внутренняя дифференциация осуществляется во время уроков. Необходимость в ней тем более большая, чем более разнородным является состав учеников. Учеба здесь соглашается с возможностями разных групп учеников. Общая программа рассчитана на повышение уровня всех школьников.
Самой эффективной является групповая дифференциация. Во всех типах общеобразовательных учебных заведений ученики классов разделяются на группы. В такой группе ученик может более свободно выражать свои мнения, активнее принимать участие в решении учебных заданий в соответствии со своими интересами и способностями. Группы формируются учителем на основе уровня развития детей и пожеланий самих учеников: ученики охотно работают с одноклассниками, которые имеют похожие интересы, стиль работы, с которыми связанные дружескими отношениями.
Новое в образовании:
Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования
Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов. Профессиональные функции — это те, которые имеют н ...
Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, т.к. в пределах имеющихся знаний они об ...
Методика экспериментального исследования
пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...