Индивидуализация и дифференциация воспитания

Педагогика и воспитание » Индивидуальный подход в воспитании детей » Индивидуализация и дифференциация воспитания

Страница 3

В Германии действует особенная служба консультаций по вопросам специальной учебы самых способных учеников, созданы общественные гимназии, в которых талантливые дети могут проходить курс учебы за 8, а не за 9 лет, как обычно.

Во Франции с середины 80-х годов в некоторых учебных заведениях появились классы для одаренных учеников. В начале 90-х годов в Страсбурге создана особенная школа для детей с ранним умственным развитием. В СССР, в Новосибирском отделении АН СССР, в 60-70 годах действовала детская математическая школа, была разработана долговременная комплексная программа "Талантливые дети".

Специальная учеба талантливых детей в Украине началась с 1991 года. Закон "Об образовании" предусматривает создание для развития способностей, одаренности и таланта профильных классов (с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовки), специализированных школ, гимназий, лицеев, коллегиумов, а также разных типов учебно-воспитательных заведений, объединений. Самым талантливым детям государство оказывает поддержку (стипендии, направления на учебу и стажировку к ведущим отечественным и зарубежным образовательным, культурным центрам).

Для детей, склонных к научному творчеству, созданная Малая академия наук Украины. В 27 ее территориальных отделениях учится около 30 тысяч учеников общеобразовательных школ и профтехучилищ. С ними работают ученые с более чем 35 высших учебных заведений образования и научных учреждений НАН Украины.

Важным направлением дифференциации образования является организация учебы детей, которые находятся на противоположном, чем одаренные дети, полюсе, - инвалидов и детей с негативными отклонениями в умственном развитию. Проблема отображает грустную реальность массового рождения детей с разными патологиями в результате наследственных болезней, алкоголизма и наркомании родителей.

В Украине есть система специальных школ для детей с отклонениями в здоровье (лесные школы, спецшколы). Для части учеников регулярные занятия в них проводятся по обычным программам. Остальные дети и подростки учатся по облегченным общеобразовательным программам с акцентом на профессиональную подготовку.

Отдельным направлением дифференциации является компенсационная учеба, то есть дополнительные педагогические усилия относительно учеников, которые отстают в учебе, имеют слабую подготовку.

Формой компенсационной учебы являются классы выравнивания, укомплектованные на базе одной или нескольких начальных школ микрорайона детьми, которые на время вступления в школу оказались неподготовленными к систематической учебе в обычных условиях, а также учениками первого и второго классов, которые не успевают из основных предметов. Количество учеников в этих классах небольшое (16-20). У них решаются задания формирования учебной мотивации, успешной адаптации к условиям школьной жизни, развития социально-моральных качеств. С помощью специальной методики (не требовать одновременного исправления нескольких недостатков, хвалить исполнителя, а критиковать выполнение, сравнивать сегодняшние успехи с вчерашними неудачами, не жадничать на похвалу, выделять какой-нибудь успех, ставить предельно конкретные и реальные цели) дети "выравниваются" в развитии и знаниях со своими однолетками из обычных классов и могут вместе с ними успешно продолжать учебу в средней школе.

Внутренняя дифференциация осуществляется во время уроков. Необходимость в ней тем более большая, чем более разнородным является состав учеников. Учеба здесь соглашается с возможностями разных групп учеников. Общая программа рассчитана на повышение уровня всех школьников.

Самой эффективной является групповая дифференциация. Во всех типах общеобразовательных учебных заведений ученики классов разделяются на группы. В такой группе ученик может более свободно выражать свои мнения, активнее принимать участие в решении учебных заданий в соответствии со своими интересами и способностями. Группы формируются учителем на основе уровня развития детей и пожеланий самих учеников: ученики охотно работают с одноклассниками, которые имеют похожие интересы, стиль работы, с которыми связанные дружескими отношениями.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Проблемы современной семьи
Свои функции полноценно может выполнять лишь социально благополучная семья. Между тем, в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, появление неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации ...

Профессиограмма педагога дополнительного образования
Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач. А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а др ...

Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе
Результаты обучающего эксперимента были учтены при разработке методических рекомендаций по повышению эффективности формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. 1.В настоящее время действующие в специальных (коррекционных) школах VII вида программы строятся по принципу сочетания трех ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru