Социально-психологические особенности младшего школьника

Педагогика и воспитание » Воспитательная система с младшими школьниками » Социально-психологические особенности младшего школьника

Страница 4

Биологические факторы включают и состояние физического здоровья. В медицинской статистике приводятся устрашающие цифры: среди современных школьников только 10% могут считаться совершенно здоровыми. У остальных отмечаются хронические и острые заболевания разных систем и внутренних органов. Безусловно, наличие какого-нибудь заболевания изнуряет организм, истощает психические ресурсы. Отдельно следует отметить такую особенность младшего школьного возраста, как подготовку организма к грядущим пубертатным изменениям. Прежде всего, имеется в виду состояние повышенной готовности эндокринной системы. Начинающиеся в этом периоде гормональные перестройки находятся в тесной связи с функционированием психики и должны учитываться при оценке состояния психического здоровья. Фортуна лайв вход онлайн казино плей фортуна.

Существенное влияние на особенности психического и физического развития ребенка оказывают наследственные, генетические факторы, а также врожденные (различные патологии в период беременности матери и во время родов) и приобретенные (осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний, травмы головы, психическая деривация, т.е. отделение от матери, дефицит или отсутствие теплых эмоциональных отношений в раннем возрасте) аномалии. Серьезные опасения вызывает в последнее время ухудшение экологической обстановки.

Психологические факторы охватывают комплекс условий. Это и сформированность учебной мотивации (т.е. желание учиться, познавать новое), степень эмоционально-волевой зрелости (развитость эмоционального контроля, умение поступиться сиюминутным удовольствием, соответствовать требованиям учителя и учебной ситуации, иерархия ценностей, нравственная позиция), адекватное отношение к сверстникам, учителям, успехам и неудачам.

К социальным факторам можно отнести, прежде всего, влияние семьи, которое проявляется главным образом в воспитательных воздействиях. Из них наиболее неблагоприятными считаются гиперопека, повышенный контроль, невнимание и игнорирование нужд ребенка, попустительство, возвеличивание, воспитание по типу "маленький неудачник", "золушка", "кумир семьи". Важное значение имеют семейные отношения, наличие "взрослых" проблем, в которые вовлекается ребенок.

Нельзя не учитывать общие особенности социальной среды: недостатки и преимущества большого города (урбанизация, технизация, неконтролируемый поток массовой информации, повышенные психические нагрузки и вместе с тем возможности для более интенсивного культурного, интеллектуального, эстетического, спортивного развития), общественно-политическая ситуация (социальное расслоение, экономическое неравенство, социальная нестабильность, национальные конфликты, миграции, чрезвычайные происшествия). Ребенок слишком рано сталкивается с непростыми проблемами, его психика не всегда справляется с теми социальными условиями, в которых он оказывается.

Мощнейшим фактором психического здоровья ребенка в начальных классах является школа. Трудно переоценить влияние учителя (не только как профессионала, но и его личности, авторитета, его принципов обучения и отношения к ученикам), детского коллектива, в котором есть свои лидеры и аутсайдеры и в котором ребенок должен находить свое место. Важен общий настрой в школе, который может культивировать гуманизм или насаждать безалаберность, равнодушие, формализм. Для психического здоровья младшего школьника вредны крайние проявления педагогической некомпетентности. С одной стороны, чрезмерные требования, предвзятость, придирчивое отношение, запугивание, несоразмерные с возможностями ребенка нагрузки, а с другой, — безразличие к его трудностям, халатность, невнимание могут приводить к таким серьезным нарушениям, как дидактогении (психические стрессовые реакции у ребенка, непосредственно связанные с процессом обучения, педагогические психотравмы) или педагогическая запущенность.

Психологические проблемы, связанные с началом школьного обучения. Рассмотрим основные психологические проблемы, которые возникают в процессе обучения в начальной школе и могут быть как следствием уже сложившихся психических особенностей ребенка, так и причиной возникающих отклонений психического здоровья.

Одна из основополагающих проблем касается процесса адаптации к школе. Особую актуальность она приобретает в первом классе. Как правило, к 7 годам у ребенка складывается заинтересованность и общее положительное отношение к школе, что свидетельствует о его социальной зрелости, соответствующей возрасту, и готовности к участию в учебном процессе. Однако, как бы ни было велико его желание учиться и как бы ни был он хорошо подготовлен к школе, начало обучения — это всегда стресс, вызванный сменой привычного стереотипа и возрастанием психической напряженности. Меняется очень многое: окружение, "среда обитания", распорядок дня, нагрузки, требования, статус. И, как при любом существенном жизненном изменении, в этом случае необходим адаптационный период. В среднем проходит около полугода, пока вырабатываются привычки (рано вставать, не опаздывать, каждый день делать уроки и т.п.), формируются новые учебные умения и навыки, устанавливаются отношения со сверстниками и учителями. Безусловно, эти процессы будут продолжаться, и зависеть от конкретных обстоятельств, личностных особенностей и способностей ребенка, условий его домашнего воспитания. Но даже при отсутствии серьезных поводов для беспокойства требуется время для того, чтобы ребенок начал привыкать к новой роли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников
Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа. Младший дошкольный возраст В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за друг ...

Открытый конкурс краевых летних образовательных программ как форма повышения квалификации
В рамках Программы развития системы дополнительного образования Красноярского края "Поколение-XXI: развитие Человеческого Потенциала" проводится Открытый краевой конкурс летних образовательных программ, целью которой является создание условий для повышения квалификации кадров в сфере ДО ( ...

Любовь как этический принцип педагогики
Многих из нас не так давно заинтересовал вопрос: «Почему дети разных стран одинаково любят книги про Гарри Поттера?» Как всякий проект массовой культуры, сопровождаемый агрессивной рекламой, романы Джоан Ролинг встречают неприятие. Но для того, чтобы оценить этический заряд этих книг, нужно попробо ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru