Социально-психологические особенности младшего школьника

Педагогика и воспитание » Воспитательная система с младшими школьниками » Социально-психологические особенности младшего школьника

Страница 5

Некоторые дети приспосабливаются очень долго и иногда до конца начального обучения не могут привыкнуть к требованиям школы. Они в первую очередь должны быть объектом пристального внимания учителей и родителей.

Признаками нарушения процесса адаптации могут быть выраженные трудности усвоения и запоминания учебного материала, концентрации внимания, такие поведенческие особенности, как вялость, подавленность, молчаливость или, наоборот, возбудимость, двигательное беспокойство, реакции протеста вплоть до отказа идти в школу. Важно разобраться в причинах отказа. Это может происходить, когда ребенок не справляется с нагрузками, испытывает эмоциональный дискомфорт, страх неудачи, наказания. В этом случае надо ребенку помочь понять, что затруднения могут быть временными, что, если не получится что-то одно, можно преуспеть в другом, поддержать, подбодрить, развеять опасения.

Другие причины обычно касаются проблем во взаимоотношениях с одноклассниками. Здесь следует выяснить, чем вызвано противостояние или неприятие со стороны окружающих, что в поведении ребенка провоцирует негативное отношение к нему.

Адаптация к обучению затягивается и в тех случаях, когда ребенок не справляется с эмоциональными и физическими нагрузками вне школы. Повальное увлечение родителей многочисленными кружками, студиями, дополнительными музыкальными, спортивными, художественными занятиями, иностранными языками иногда приносит больше вреда, чем пользы, не оставляя возможности для восстановления сил. Ребенку необходим достаточный отдых, свободное время, которое он может заполнить по своему усмотрению, размеренный распорядок дня, предупреждающий чрезмерное утомление.

Процессу приспособления к школе во многом способствует воспитание организованности. Ребенку легче привыкнуть к новым обязанностям, если он следует заведенным правилам; знает, что он должен делать, если намечена определенная последовательность действий. Привычные "ритуалы" облегчают приспособление, снижают тревожность. Это уже потом ребенок сможет быть самостоятельным, овладеет саморегуляцией, а поначалу внешняя структурированность его жизни играет положительную роль, приучает ценить время, быть собранным и организованным.

Школьные оценки и психическое здоровье младшего школьника. Существенным моментом процесса обучения, отражающимся на психологических проблемах, является оценка знаний, отметка. Будучи показателем успешности обучения, она призвана быть стимулом к повышению успеваемости, сигнализировать о наличии слабых мест (невнимательности, неаккуратности, забывчивости, непонимании материала) и определенных трудностей — в письме, математике, чтении и т.п. Но настораживающей становится ситуация, когда происходит "сдвиг мотива на цель", когда самоцелью становится получение положительной отметки как таковой вне зависимости от реальных результатов. Такое отношение к оценкам может быть следствием неправильной позиции родителей, которых интересует только внешняя сторона успеваемости. От ребенка ждут хороших отметок, за них обещают вознаграждение (покупка вещей, игрушек, сладостей), в зависимость от них ставятся интересные мероприятия (поездки, посещение гостей, развлечения). За плохие же отметки ругают, отчитывают, в некоторых семьях доходит до физических наказаний. Это искажает отношение ребенка к обучению, формирует стремление добиваться желаемого—нужной отметки— любыми способами (слезами, скандалами, истериками), толкает на ложь и обман ("потеря" дневника, подлог, укрывательство). Особую тревогу вызывают острые эмоциональные состояния по поводу "не такой" оценки. Если учитель идет на поводу у ребенка, который из-за оценок устраивает в классе сцены, это только закрепляет сложившийся стереотип борьбы. Целесообразнее остановить ребенка, а после урока выяснить причину столь бурной реакции, объяснить смысл отметок и при необходимости переговорить с родителями. Конечно, низкие отметки являются, главным образом, признаком плохой успеваемости, но при этом поводом для беспокойства должны быть ошибки, недочеты знаний и умений.

Другой причиной неадекватного отношения к оценкам может быть обостренное самолюбие и тщеславие школьникам. Ребенок, который привык к легким победам, иногда занимается "коллекционированием" отметок, что приводит к погоне за ними. Неожиданное, с точки зрения школьника, снижение отметки разрушает миф о его превосходстве, порождает острое разочарование, обиду и недовольство, вызывает негативные эмоциональные реакции.

В ряде случаев ошибки в "политике" оценивания, учащихся допускает и сам учитель, чрезмерно акцентируя эту сторону учебного процесса и подчеркивая значимость оценок. Однако трудно представить класс, в котором бы учились только одни отличники. Идеальной можно считать ситуацию, когда ученики наиболее полно реализуются и развиваются соответственно своим возможностям. Как известно, способности у всех детей разные, так же, как и темпы овладения материалом. Кто-то успевает решить 5 задач, пока другой возится с одной. Чрезвычайно важно хвалить ребенка за его индивидуальные достижения, не подгоняя и не торопя. Если же у ребенка что-то не получается, следует сперва отметить положительные моменты и только потом указать на ошибки. Особенно важно воздерживаться от обидных, оскорбительных замечаний. Необходимо поощрять уверенность ребенка в себе, его инициативу, учебную активность, помочь ему почувствовать себя хоть в чем-то "на высоте".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Из истории развития преподавания естествознания
Останавливаясь на истории развития обучения естествознанию и географии в школе, условно можно выделить три периода. Первый период с 60-70-х годов XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции, когда возникли и по существу создались начальные курсы естествознания и географии. В это время ...

Анализ результатов исследования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...

Педагог дополнительного образования в условиях модернизации образования
В концепции модернизации российского образования (на период до 2010 года) в качестве существенного изменения в образовании выдвигается следующий пункт: "Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные и ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru