Социально-психологические особенности младшего школьника

Педагогика и воспитание » Воспитательная система с младшими школьниками » Социально-психологические особенности младшего школьника

Страница 7

Существенно осложнять психологический климат в классе могут дети вспыльчивые, драчливые, конфликтные, задиристые. Как правило, их агрессивность проявляется тогда, когда они чувствуют принижение их достоинства, покушение на независимость, ограничение прав. Нельзя по отношению к такому ребенку использовать те же методы, к которым он привык сам, т.е. допускать акты возмездия в виде ответных физических наказаний. В этом случае он еще больше уверится в универсальности подхода с позиции силы. Важно его заинтересовать чем-то, привлечь к жизни класса, продумать способы преобразования деструктивной энергии в социально приемлемые формы. Благотворно могут действовать ответственные поручения, просьбы о помощи в организации важных дел, признание его авторитета в каких-то вопросах.

Безусловно, потребность в подтверждении своей значимости — одна из центральных для любого ребенка. Однако есть дети, для которых желание привлечь к себе внимание становится смыслом жизни и способом достижения цели. Они очень чувствительны. Их эмоциональные реакции (слезы и смех, печаль и радость) могут меняться с калейдоскопической быстротой и часто используются для воздействия на окружающих. Они впечатлительны, обидчивы, непостоянны в своих привязанностях. Они готовы прибегнуть к любым способам для того, чтобы оказаться в центре всеобщего внимания. Остаться незамеченными для таких детей (чаще это девочки) равносильно наказанию. Стремление самоутверждаться любой ценой ориентирует их на внешние, броские, не требующие особых усилий достижения. При правильной переориентации на истинные ценности от них можно добиться повышения учебной активности. Основным направлением коррекции поведения в данном случае может быть игнорирование недопустимых реакций. Ребенок не должен убеждаться во мнении, что в результате его истерических выходок можно добиться желаемого. Вместе с тем совершенно необходимо опираться на его реальную успешность, заслуженно хвалить, максимально использовать артистизм и эмоциональность ребенка там, где восхищение уместно и адекватно (в театральных постановках, инсценировках, декламации и т.п.). В противном случае ребенок теряет всякий интерес к обучению и стремится найти другие сферы для самовыражения.

Особого отношения со стороны учителя требуют дети с хроническими соматическими заболеваниями. Спектр их может быть очень широк: аллергии, нейродермиты, заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата, зрения. В любом случае заболевание и связанные с ним ограничения не должны становиться предметом нездорового любопытства и насмешек других детей. Важно выяснить у родителей причины возможных обострений состояния и стремиться не допускать их. При чрезмерно заботливом отношении со стороны окружающих у таких детей может возникать комплекс "калеки", чувство своей ущербности, неполноценности. Другим негативным последствием становится соблазн "ухода в болезнь", когда болезнь приобретает черты социальной желательности, условной выгоды для ребенка, способствует избеганию дополнительных нагрузок и требований. Добившись привилегированного положения, ребенок закрепляется в роли больного, ограничивает свои возможности и свой жизненный опыт.

Возможности школы и семьи в поддержании психического здоровья школьника. Как уже говорилось, обеспечение и поддержание психического здоровья младшего школьника возможно только при соединении усилий педагогов и родителей. Установка на сотрудничество школы и семьи является центральной в процессе эффективного обучения. Не претендуя на исчерпывающую психологическую помощь, учитель должен быть знаком с элементарными психологическими рекомендациями, которые он мог бы предложить родителям.

Центральный момент влияния семьи на психическое здоровье ребенка состоит в наличии благоприятной эмоциональной обстановки. Слишком часто семья становится местом баталий, выраженного психического напряжения в отношениях между родственниками: возрастает тревожность, чувство вины. Он может чувствовать себя лишним, ненужным.

Ребенок не должен находиться в эпицентре конфликта. Однако простое ограждение недостаточно, так как дети очень тонко различают скрываемые чувства. И тогда наступает диссонанс между тем, что ребенок видит (внешнее спокойствие), и тем, что он чувствует (кризис в отношениях). Если трудно конструктивно решить семейные проблемы, необходимо дать ребенку понять, что он любим, что не он является источником раздражения родителей, проявлять заботу, понимание и внимание.

Ребенку важно ощущать эмоциональную поддержку со стороны близких, живую заинтересованность его школьными делами. При этом позиция родителей должна быть понимающей и принимающей. Не рекомендуется постоянно проводить сравнение с другими детьми не в пользу своего. Установлению доверительного контакта способствуют "разговоры по душам", "обмен секретами" с ребенком, умение выслушать без насмешки, упреков, бурных негативных реакций все, что он хочет рассказать. Полезно вспоминать собственный детский опыт, но не в плане демонстрации превосходства, а для того, чтобы ребенок понял, что ошибки' и промахи совершает не только он.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. По мнению П. Г. Саморуковой, труд в природ ...

Основы работы социального педагога с семьей
При осуществлении социальным педагогом работы с семьями необходимо прежде всего ориентироваться на цели и сущность государственной семейной политики России, которая основана на следующих положениях. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. «С ...

Иллюстрация разработки инструментария для определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики
Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает. Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru