Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР

Педагогика и воспитание » Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР » Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР

Страница 3

1. Большинство школьников умеют писать полный домашний адрес, но затрудняются в указании номера квартиры или отказываются сообщать свой адрес.

2. Многие из учащихся правильно называют улицу, на которой находится школа, но вместо номера дома указывают номер школы, что является для них более привычным.

3. У некоторых учащихся нет четкого представления о названии района проживания.

4. Трудным для ребят оказались вопросы по достопримечательностям своего района.

5. Допускаются ошибки в знании точного числа, месяца и даже года основания города.

Анализ ответов учащихся на отдельные вопросы подтверждает необходимость неоднократного возвращения к полученным знаниям, варьированного их использования при изучении разных краеведческих тем, при проведении различных видов внеклассной краеведческой работы.

Исследования свидетельствуют не только о предпочтениях учащихся в выборе тех мест и памятников, которые можно назвать достопримечательностями города, но и о постановке краеведческого образования в каждой специальной (коррекционной) школе, приоритетах программы, уделяющей большое внимание знакомству с архитектурным обликом города, его культурно-историческим достоянием.

Интерес представляет выявление отношения учащихся специальных (коррекционных) школ VII и VIII видов к своему городу. Учащиеся указавают на бережное, уважительное отношение к городу, необходимость его сохранения для потомков, подчеркнув его красоту, или заявляют о своем личном участии в благоустройстве города. Примеры таких ответов: «Я участвую в субботнике», «я убираю листья», «я не мусорю на улице, не ломаю деревья, не порчу памятники». Некоторые школьники дают односложные ответы общего характера: «надо хорошо относиться», «уважительно», «нормально» или связывали свой ответ с конкретной ситуацией: «не мусорить во дворе», «не ломать детскую площадку» и т.п.

В целом проведенные исследования дают возможность не только представить состояние краеведческих знаний, своеобразие развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся с ЗПР, но и участие семей в воспитании детей, знающих и любящих свой город. К сожалению, чаще приходится говорить об отсутствии должного воспитания в семьях учащихся специальных школ. В сложившейся ситуации ведущая роль в воспитании ребенка остается за школой, реализующей в учебно-воспитательном процессе программу краеведческого курса.

Л.В. Петрова отмечает, в основном, положительное отношение школьников с интеллектуальной недостаточностью к изучению своего края, причем в некоторых ответах были следующие дополнения: «очень нравится», «конечно, нравится», «да, мне интересно», «да, хочу все знать»). Некоторым ученикам «не очень нравится» изучать свой родной край, отдельные школьники не определились в своем отношении к этому вопросу. Значит задача педагогов, имеющих отношение к краеведческому образованию учащихся специальных (коррекционных) школ, - способствовать развитию понимания учащимися значения родного края в истории и культуре, воспитанию нравственно-патриотического отношения к своей малой Родине, интереса к ее дальнейшему изучению.

Использование различных форм и видов деятельности в процессе краеведческого образования учащихся с ЗПР строится на единстве триады коррекционно-развивающего обучения «обучение - воспитание - коррекция». При целенаправленном, систематическом проведении внеклассной краеведческой работы она может стать важным фактором развития и коррекции познавательной деятельности учеников, формирования краеведческих знаний, воспитания патриотических, нравственных чувств в отношении к своей малой Родине.

Исходя из цели и типа занятия, умело сочетая разнообразные средства, приемы, методы и формы организации обучения, педагог способен эффективно развивать краеведческие представления, формировать умения младших школьников с ЗПР, направленные на освоение информации о своем крае.

Например, педагогическая ценность экскурсий заключается в том, что дети получают возможность знакомиться с объектами в естественных условиях через непосредственное восприятие их органами чувств, а не со слов учителя или автора учебника. Краеведческие экскурсии позволяют учителю научить детей ориентироваться в своем городе (районе, поселке), приобщить к активному освоению его исторического и культурного потенциала: способствуют воспитанию нравственно-патриотических и эстетических чувств, развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер школьников. Все это имеет важное значение для социальной адаптации учащихся специальной школы. Такой путь изучения окружающей жизни наиболее соответствует познавательным возможностям учащихся с ЗПР. В результате чувственного восприятия в сознании детей образуется отчетливое представление об изучаемом объекте, дети учатся добывать знания путем наблюдения, у них развиваются самостоятельность и наблюдательность. На основе накопленных конкретных представлений создаются условия для сравнений и обобщений, что способствует развитию мышления, речи учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Содержание преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно от ...

Патриотическое и интернациональное воспитание детей
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические св ...

Диагностические признаки сформированности устной и письменной речи на каждом из уровней
В работах Мелибурда Е.Л. «Психологические возможности улучшения общения» и Нифонтова В.И. «Концептуальные основы технологии индивидуализации обучения и воспитания» выделяется шесть уровней сформированности коммуникативных действий, проявляющихся в устной речи. Чтобы рассмотреть сформированность пис ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru