Из таблицы 4 видно, что высокий уровень краеведческих знаний обнаружили 4 учащихся, средний уровень - 5 учащихся, низкий уровень - 1 учащийся.
Для сравнения результаты констатирующего и обучающего экспериментов отразим в диаграммах.
Диаграммы показывают, что уровень краеведческих знаний учащихся повысился. Если в констатирующем эксперименте у 6 учащихся был низкий уровень краеведческих знаний (60%), у 4 учащихся - средний уровень знаний (40%), то после проведения обучающего эксперимента только 1 учащийся (10%) показал низкий уровень знаний, остальные участники эксперимента обнаружили повышение уровня краеведческих знаний: у 5 учеников - с низкого до среднего (50%), у остальных 4 учащихся - до высокого (40%).
Рассмотрим подробнее результаты исследования. Количество баллов после обучающего эксперимента значительно увеличилось у всех участников эксперимента: у Марины С. – на 20баллов, Виктора П. - на 15баллов, Карины М. - на 36 баллов, Даниила С. - на 5 баллов, Евгения Д. – на 14 баллов, Сергея К. – на 3 балла, Ивана С. – на 30 баллов, Ольги А. – на 28 баллов, Полины Д. - на 18 баллов, Рената С. - на 25 баллов. В своих ответах учащиеся назвали больше достопримечательностей поселка с точным их названием, а не просто указали место расположения памятника, перечислили большее количество улиц. Хотя в ответах у некоторых учащихся встречаются подмены исторических фактов. Например, Серова, чье имя носит одна из улиц поселка, учащиеся относят к землякам-героям.
Во время проведения обучающего эксперимента учащиеся увлеченно работали по теме «Я и моя семья». 8 детей отлично справились с данной работой: нарисовали древо своей семьи, написали о каждом члене своей семьи, принесли фотографии и организовали выставку, но 2 человека (Виктор П. и Даниил С.) не смогли выполнить всю работу, затруднения вызвало заполнение древа.
Анализ анкеты так же показал увеличение количества баллов, набранных учениками за ответы: на 50% - у Марины С. А Виктор П., Карина М.; Ольга А., и Ренат С. справились отлично и ответили на все поставленные вопросы анкеты. 3 учащихся – Даниил С., Иван С. и Евгений Д. - допустили незначительные ошибки и получили по 6 баллов из 8. На вопросы: «Кто основал наш поселок? Когда был основан?» не смогли ответить Сергей К. и Полина Д.
В анкете «Дети нашего края в годы Великой Отечественной войны» тоже увеличилось количество баллов у более 50% учащихся. Практически все учащиеся в анкете №2 написали имена своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и оборонных работ, тогда как в констатирующем эксперименте только 5 из 10 учащихся назвали имена и фамилии своих прабабушек и прадедушек. Ответ на этот вопрос дети смогли дать благодаря организованной работе с семьей. Все, за исключением одного человека, правильно ответили, что военные действия на территории района проходили, и жители поселка помогали в тылу.
Выполнение третьей серии заданий, в которой ученикам требовалось подписать названия изображенных на карточках наиболее известных достопримечательностей Эммаусса, не вызвало затруднения. 5 учащихся выполнили работу – на 100%, 3 учащихся – на 50%. Даниил С. (5 баллов) и Виктор П. (8 баллов) допустили ошибки, не смогли подписать все достопримечательности.
Повышение уровня краеведческих знаний объясняется проведенной серией внеклассных мероприятий по краеведению. Ребята, выполняя задания, смогли припомнить и воспроизвести знания, полученные на краеведческих занятиях. Конечно, учащиеся не называют всех объектов, названий, фамилий - это и невозможно, учитывая психофизические особенности детей с ЗПР, но можно отметить положительную динамику развития их знаний. Если в констатирующем эксперименте школьники не знали год основания и имена основателей поселка, то после занятий по краеведению они отвечали правильно на все поставленные вопросы. Их заинтересовало то, к чему они раньше не проявляли интереса.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: состояние краеведческих знаний школьников с ЗПР обусловлено не только психофизическими особенностями детей, но и состоянием работы по данному направлению. Включение материала о родном крае во внеклассную работу, возможность привлечения семей учащихся к краеведческой работе способствуют повышению уровня краеведческих знаний и воспитанию интереса учащихся к дальнейшему их изучению.
Новое в образовании:
Практические рекомендации педагогу по работе с детьми страдающими СДВГ
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте похвалы для ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. 2. Изменяйте режим занятия – устраивайте режим занятия – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и ...
Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии
«Шанс» Полянской школы-интерната
Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключае ...
Диагностика уровня конфликтности у детей старшего
дошкольного возраста
Для исследования конфликтов дошкольников со сверстниками на базе МДОУ ЦРР д/с №19 города Ишима был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Эксперимент ...