Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности

Педагогика и воспитание » Диагностика сформированности коммуникативной компетентности учащихся при обучении математике » Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности

Страница 1

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения декодирует эту информацию. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо ещё проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и прочее, для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение, помимо речи.

Исследования в области психологии, дидактики, лингвистики свидетельствуют о том, что среди общеучебных умений стержневыми являются речевые, ибо речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения детей сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются через речь и проявляются также в речевой деятельности. Речь – это канал развития интеллекта, продуктивный творческий процесс. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – один из показателей его умственного развития.

В школе закладывается основа языковой культуры. Главная задача – научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. Отсюда следует, что учитель, формируя у детей механизмы речи, прежде всего, должен создавать условия для развития речевых умений учащихся – как базовых для формирования общеучебных .

Математика является языком науки и поэтому невозможно математику отнести к гуманитарным или естественным наукам. В.С. Леднев: «Дело в том, что из всех аспектов изучения человека наибольшее время отводится на изучение языка. Из всех остальных предметов наибольшую глубину имеет изучение математики – языка науки». В наше время психологи и методисты говорят не о прирожденном даре слова, а о наличии у человека так называемого чувства, или чутья языка. Под чувством языка, следует понимать неосознанное владение грамматикой языка. Хотя развитие языкового чутья происходит на сравнительно невысоком уровне осознания с точки зрения психологии ребенка, это довольно сложный процесс языковых сопоставлений, синтезирования, обобщений, при этом процесс совершенно естественный и даже обязательный: если бы его не было, ребенок без специальных грамматических тренировок не мог бы научиться говорить. Говоря о фонетической области языка, то это – практическое обучение правильному слушанию и правильному произношению на основе развития речевого слуха. Учитель учит детей слушать чтение, рассказывание, на примере своего произношения, учит правильно делать ударение и произносить звуки и их сочетания в словах. Дети учатся слышать интонации, паузы, соблюдать их в своем чтении и в своей речи. В тех случаях, когда учитель приучает учеников слушать речь товарищей, свою собственную и оценивать ее с точки зрения математической грамотности, логических связей, учащиеся настолько привыкают к критическому отношению, что замечают даже незначительные погрешности.

Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики, а в самой тесной связи с этим умением находится умение с полной ясностью и правильно строить предложение, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости.

Грамотная математическая речь – это отражение степени понимания учебного материала. Учитель должен помнить об этом на каждом уроке, постоянно анализировать ошибки и небрежности в математической речи учащихся, разнообразить виды учебной деятельности по развитию речи.

Математика изучает математические модели. Математическая модель – это то, что остается от реального процесса, если отвлечься от его материальной сути. Математические модели описываются математическим языком. Изучая математику, мы изучаем специальный язык «природы», язык, основная функция которого – организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений. В настоящее время без этих навыков практически невозможно спланировать и организовать свою деятельность. Математика в школе изучается не ради формул. Формулы в математике – не цель, а средство приобщения к математическому языку, средство выявления его особенностей и достоинств.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Предпосылки развития функциональной содержательно-методической линии в курсе алгебры основной школы
Современный школьный курс математики строится на основе содержательно-методических линий. Проблема изучения функциональной содержательно-методической линии в школьном курсе математики широко обсуждается в научной литературе. Различные ее аспекты освещены в работах известных математиков и методистов ...

Педагогические условия процесса воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников
Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в в ...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся учреждений профессионального образования
Основные результаты профессионально-личностного развития выпускника учреждения профессионального образования определяются знаниями, умениями и социальной активностью личности обучающегося (студента), которые должны быть переданы ему в процессе обучения, что достигается не только за счет освоения ба ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru