Воспитательная система школы как фактор воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 4

Для раскрытия воспитательной системы школы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей, важно раскрыть ее основные черты. Мы придерживаемся точки зрения Е.Н. Степанова, который выделяет следующие черты воспитательной системы школы.

Воспитательная система - социальная система. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, нравственные ценностные ориентации, действия, отношения. Воспитательная система – педагогическая система, включающая следующие задачи: формирование целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке; развитии креативных способностей ребенка; воспитание ценностных отношений к окружающей действительности и к самому себе; развитие у учащихся стремления к самопознанию, самоорганизации и самоутверждению; формирование в образовательном учреждении благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.

Воспитательная система - ценностно-ориентированная система, характеризующаяся следующими признаками: цели воспитательной системы являются значимыми для детей и взрослых; совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей строится на основе субъектного взаимодействия и нравственных ценностей. Педагогическая деятельность в ней направлена на обеспечение условий развития индивидуальности и субъективности личности ребенка;

взрослые и школьники испытывают чувство защищенности, комфортности жизнедеятельностью в учебном заведении. Вместе с тем, воспитательная система - это целостная система, состоящая из отдельных компонентов, взаимосвязь которых позволяет системе функционировать как единое целое. Следует подчеркнуть, что воспитательная система - открытая система. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. По мнению Е. Н. Степанова, воспитательная система - это система целенаправленная. Характер целевых ориентиров может служить основанием для определения типа воспитательной системы. Воспитательную систему следует рассматривать как сложную вероятностную систему.

Ее сложность обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущее сложных систем предсказать трудно, поэтому прогнозы носят вероятностный характер. Однако управление такими системами возможно, в следствии того, что в них «иррегулярность специфическим образом сочетается с устойчивостью системы в целом, ограничивающей в определенной степени изменчивость в характере отношений ее элементов».

Воспитательная система школы основана на саморазвитии и самовоспитании. Как считает Е.В. Бондаревская, «саморазвитие – это способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.». Современная воспитательная система школы является гуманистической системой. Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин выделяют следующие признаки гуманистической воспитательной системы: наличие общих представлений о школе как целостном феномене, о ее качествах и свойствах, т.е. наличие собственной «малой концепции школы», отражающей ее настоящее и проектирующей будущее, концепции принятой педагогами и учащимися; здоровый образ жизни школьного коллектива; наличие радостных событий; наличие зон свободного развития отдельных классов, групп детей; наличие «говорящих стен», отражающих повседневную жизнь школы; разрешение внутренних конфликтов за счет саморегуляции; чувство принадлежности к коллективу.

В своем развитии воспитательная система проходит несколько этапов. На этапе становления, основным направлением которого является воспитание нравственных ценностей учащихся в школу вносится определенная идея, образ будущей школы. Этот образ входит в сознание сначала активной части педагогов и школьников. Затем начинается вовлечение коллектива в определенные виды совместной деятельности, соответствующие идеальному образу, идет процесс вовлечения в деятельность и одновременно превращение в традиции, вырабатываются ценностные ориентации, установки. Господствующей тенденцией данного этапа является упорядочение.

На этапе стабильного развития субъекты управления приобретают опыт коллективной деятельности и переживаний, закрепляются традиции по воспитанию нравственных ценностей.

В коллективном сознании происходит сближение идеального и реального образов системы. Стандартизируются ситуации школьной жизни, постепенно угасают дезинтегрирующие тенденции.

На этапе кризисного развития системы усиливается поиск новых форм деятельности. Ощущается дефицит новизны, в меньшей степени дети увлекаются творческой деятельностью, нередко появляется состояние усталости у педагогов. Как следствие, на этом этапе появляются не только апатия и разочарование, но и потребность в обновлении основных сфер школьной жизни. Внешние проявления данного этапа весьма разнообразны. Суть их одна: наступают сбои в воспроизводстве традиционных ситуаций, а у какой-то части коллектива возникает недовольство состоянием основных видов деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности учителя
А.К. Марковой и А.Я. Никоновой выделен ряд индивидуальных стилей труда учителя. В основу различения стиля были положены следующие признаки: содержательные, динамические характеристики и результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основани ...

Роль игры в развитии ребенка
«Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культура». Зигмунд Фрейд писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения ...

Предпосылки развития функциональной содержательно-методической линии в курсе алгебры основной школы
Современный школьный курс математики строится на основе содержательно-методических линий. Проблема изучения функциональной содержательно-методической линии в школьном курсе математики широко обсуждается в научной литературе. Различные ее аспекты освещены в работах известных математиков и методистов ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru