Е.Н. Барышников, обобщая характеристику воспитательной системы как педагогического механизма и как совокупного субъекта, сводит их в следующую таблицу (см. табл. 1).
Таблица 1 Характеристика воспитательной системы (по Е.Н. Барышникову)
Воспитательная система как педагогический механизм |
Воспитательная система как совокупный субъект |
1. Создается как оптимальное средство достижения цели воспитания |
1. Возникает в педагогическом взаимодействии в процессе согласовании ценностей и смыслов субъектов воспитания |
2. Есть механизм, совокупность благоприятных условий достижения цели воспитания |
2. Сама определяет пути своего развития |
3. Развивается на основе управляющего воздействия |
3. Развивается на основе ценностно смыслового самоопределения |
4. Организуется |
4. Самоорганизуется |
5. Результат воспитания обеспечивается за счет передачи и присвоения |
5. Результат воспитания обеспечивается за счет самоопределения и освоения |
Воспитательная система как педагогический механизм |
Воспитательная система как совокупный субъект |
6. Объединяет все, что есть в образовательном учреждении: сообщество субъектов, их деятельность, среду обитания |
6. Доминирует субъективное начало. Среда обитания (социокультурная среда образовательного учреждения) является местом существования воспитательной системы и объектом преобразования |
Для нашего исследования важно то, что И .А. Колесникова и Е.Н. Барышников выделяют три взаимосвязанных компонента в составе воспитательной системы школы: ценностно-смысловое ядро, пространственно-временная структура и координационно-педагогический компонент.
Ценностно-смысловое ядро включает в себя следующие элементы: систему значимых ценностей для субъектов воспитательной системы; цели воспитания; принципы воспитания; содержание жизнедеятельности воспитательной системы; методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы. Раскрывая ценностно-смысловое ядро воспитательной системы подчеркнем, что ведущее место в нем отводится нравственному воспитанию. К целям нравственного воспитания в деятельности классного руководителя относятся:
обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и воспитание нравственных чувств;
вооружение школьников знаниями о морали, раскрытие ее сущности, формирование культуры общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;
системное накопление опыта нравственного поведения старшеклассников путем организации их практической деятельности;
- организация нравственного самовоспитания детей.
Пространственно-временная структура состоит из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся, направленных на воспитание нравственных ценностей во всех видах деятельности (учебной, внеклассной, общественно-полезной). Воспитание нравственных ценностей в воспитательной системе школы оказывает влияние на взаимоотношения между школьниками в классе, школе, между классными руководителями и родителями учеников, влияют на повседневный стиль работы школы, традиции.
Координационно-педагогический компонент включает в себя совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно воспитательном процессе; воспитательные функции педагогического коллектива; систему повышения профессиональной компетентности педагогов; систему педагогического просвещения родителей и взаимодействия с ними; управление развитием воспитательной системы. Эти особенности воспитательной системы корректируются идеями, выдвинутыми в исследованиях Е.Н. Степанова. И выявлено, что в состав основных компонентов воспитательной системы включают следующие элементы (табл. 2).
Таблица 2 Основные элементы и элементы воспитательной системы учреждения образования
Элементы воспитательной системы |
Составные части элементов |
Индивидуально - групповой компонент воспитательной системы |
Администрация, учителя и сотрудники учреждения образования, классные руководители Учащиеся Родители учащихся Другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения |
Ценностно- ориентационный компонент |
Ценности сообщества детей и взрослых |
Цели воспитания | |
Перспективы жизнедеятельности ученической общности Принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы образовательного учреждения | |
Функционально деятельностный компонент |
Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения |
Основные функции воспитательной системы Управление и самоуправление воспитательной системой | |
Отношенческо –коммукативный компонент |
Отношения в сообществе детей и взрослых Внутренние и внешние связи воспитательной системы |
Диагностико –результативный компонент |
Критерии и показатели эффективности воспитательной системы |
Формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы |
Новое в образовании:
Игры, направленные на развитие памяти и внимания
«Вызови по имени». Дети, предварительно разбившись на две команды, бегают, прыгают в произвольном порядке. Внезапно ведущий подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Затем аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч бол ...
Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи
Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может имет ...
Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР во внеклассной работе
Результаты обучающего эксперимента были учтены при разработке методических рекомендаций по повышению эффективности формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. 1.В настоящее время действующие в специальных (коррекционных) школах VII вида программы строятся по принципу сочетания трех ...