Воспитательная система школы как фактор воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 2

Е.Н. Барышников, обобщая характеристику воспитательной системы как педагогического механизма и как совокупного субъекта, сводит их в следующую таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1 Характеристика воспитательной системы (по Е.Н. Барышникову)

Воспитательная система как педагогический механизм

Воспитательная система как совокупный субъект

1. Создается как оптимальное средство достижения цели воспитания

1. Возникает в педагогическом взаимодействии в процессе согласовании ценностей и смыслов субъектов воспитания

2. Есть механизм, совокупность благоприятных условий достижения цели воспитания

2. Сама определяет пути своего развития

3. Развивается на основе управляющего воздействия

3. Развивается на основе ценностно смыслового самоопределения

4. Организуется

4. Самоорганизуется

5. Результат воспитания обеспечивается за счет передачи и присвоения

5. Результат воспитания обеспечивается за счет самоопределения и освоения

Воспитательная система как педагогический механизм

Воспитательная система как совокупный субъект

6. Объединяет все, что есть в образовательном учреждении: сообщество субъектов, их деятельность, среду обитания

6. Доминирует субъективное начало.

Среда обитания (социокультурная среда образовательного учреждения) является местом существования воспитательной системы и объектом преобразования

Для нашего исследования важно то, что И .А. Колесникова и Е.Н. Барышников выделяют три взаимосвязанных компонента в составе воспитательной системы школы: ценностно-смысловое ядро, пространственно-временная структура и координационно-педагогический компонент.

Ценностно-смысловое ядро включает в себя следующие элементы: систему значимых ценностей для субъектов воспитательной системы; цели воспитания; принципы воспитания; содержание жизнедеятельности воспитательной системы; методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы. Раскрывая ценностно-смысловое ядро воспитательной системы подчеркнем, что ведущее место в нем отводится нравственному воспитанию. К целям нравственного воспитания в деятельности классного руководителя относятся:

обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и воспитание нравственных чувств;

вооружение школьников знаниями о морали, раскрытие ее сущности, формирование культуры общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

системное накопление опыта нравственного поведения старшеклассников путем организации их практической деятельности;

- организация нравственного самовоспитания детей.

Пространственно-временная структура состоит из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся, направленных на воспитание нравственных ценностей во всех видах деятельности (учебной, внеклассной, общественно-полезной). Воспитание нравственных ценностей в воспитательной системе школы оказывает влияние на взаимоотношения между школьниками в классе, школе, между классными руководителями и родителями учеников, влияют на повседневный стиль работы школы, традиции.

Координационно-педагогический компонент включает в себя совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно воспитательном процессе; воспитательные функции педагогического коллектива; систему повышения профессиональной компетентности педагогов; систему педагогического просвещения родителей и взаимодействия с ними; управление развитием воспитательной системы. Эти особенности воспитательной системы корректируются идеями, выдвинутыми в исследованиях Е.Н. Степанова. И выявлено, что в состав основных компонентов воспитательной системы включают следующие элементы (табл. 2).

Таблица 2 Основные элементы и элементы воспитательной системы учреждения образования

Элементы воспитательной системы

Составные части элементов

Индивидуально - групповой компонент воспитательной системы

Администрация, учителя и сотрудники учреждения образования, классные руководители Учащиеся Родители учащихся

Другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения

Ценностно- ориентационный компонент

Ценности сообщества детей и взрослых

Цели воспитания

Перспективы жизнедеятельности ученической общности

Принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы образовательного учреждения

Функционально деятельностный компонент

Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения

Основные функции воспитательной системы Управление и самоуправление воспитательной системой

Отношенческо –коммукативный компонент

Отношения в сообществе детей и взрослых

Внутренние и внешние связи воспитательной системы

Диагностико –результативный компонент

Критерии и показатели эффективности воспитательной системы

Формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников
Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа. Младший дошкольный возраст В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за друг ...

Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...

Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя
Методологическими ориентирами в построении концептуальной модели деятельности классного руководителя по воспитанию в классе нравственных ценностей являются такие подходы как системный, деятельностный, проблемно-целевой, культурологический, аксиологический, личностный. Эти подходы использовались в д ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru