Этап обновления и перестройки системы. После кризисного этапа возможны следующие варианты дальнейшего развития:
кризис преодолевается путем видоизменения ведущей деятельности и восстановления системообразующих связей. Кризисный период сменяется новым этапом стабильного развития, который, в свою очередь, может сменяться кризисом, т.е. в развитии некоторых воспитательных систем можно наблюдать определенную цикличность развития;
в результате кризиса на базе прежней воспитательной системы возникает новая, которая, хотя и включает некоторые ценности старой, тем не менее, основывается на ином типе системообразующих связей;
распад системообразующих связей и смерть воспитательной системы.
Воспитательная система школы, будучи однажды «запущена» в воспитательный процесс, затем ежедневно и ежечасно порождает в жизни ситуации, имеющие педагогическое содержание. Это особенно важно в практическом плане: классные руководители, создающие в своей школе, в своем классе с учетом мотивации и потребностей всех субъектов моделирования педагогические условия для воспитанников, освобождаются от необходимости контролировать педагогическую целесообразность огромного количества ситуаций, стихийно возникающих в школе, так как эффективно работающая система имеет многоуровневый характер, начиная от административного управления до управления в классном сообществе. Это позволяет в воспитательной системе выбрать ту благоприятную среду, которая может отвечать интересам всех участников воспитательного процесса.
Анализ литературы по созданию модели воспитательной системы как фактора развития нравственных ценностей школьников позволяет сделать вывод о том, что ведущей идеей воспитательных систем является ориентация на личность школьника, его интересы, склонности, способности, т.е. современные воспитательные системы носят гуманистический характер. В этой связи важнейшей ее целью становится воспитание нравственных ценностей школьников. Моделирование позволяет исследователю адекватно отразить сущность, основные черты, компоненты, структуру, отношения воспитательной системы и составить мониторинг ее дальнейшего развития и функционирования. Ведущее место в создании воспитательной системы занимает классный руководитель, обеспечивающий взаимодействие всех субъектов системы: от директора школы до родителей и других значимых взрослых, включающих учащихся в воспитательную среду, ориентирующий их на воспитание нравственных ценностей. Зная общие принципы построения воспитательной системы, можно смоделировать воспитательную систему данной школы, данного класса, данного коллектива и группы. Построению концептуальной модели класса посвящен следующий параграф нашего исследования.
нравственный ценность старшеклассник
Новое в образовании:
Особенности развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного
возраста
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни - это процесс формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Прежде, чем начать говорить о самом предмете данно ...
Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях
этнокультурно коннотированного дополнительного образования
В разные исторические эпохи эстетическое воспитание осуществлялось присущими им формами и средствами. Идеи эстетического воспитания зародились еще в Древнем мире. На Древнем Востоке складывались свои специфические представления о красоте, музыке, воспитании. В этот период эстетические идеи были свя ...
Возрастные особенности учеников 9 класса
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процес ...