Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Страница 2

личностно-ориентированный подход в воспитании нравственных ценностей старшеклассников (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) требует признания уникальности личности, ее нравственной свободы, права на уважение, учитывает возрастные особенности старшеклассников, включает в себя признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом, законы духовного и физического развития, процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире школьника, служат главными ориентирами в деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей;

аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, В. В. Николина, Е .Н. Шиянов, В.А. Сластенин) рассматривает нравственные ценности как человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение как образцы культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенном взаимодействии. Аксиологический подход задает способ рассматривания воспитания личности старшеклассника в единстве социального и экзистенциального в ее самореализации, духовном возвышении личности.

Учитывая перечисленные подходы в воспитании, нами сконструирована концептуальная модель воспитательной системы класса, направленная на воспитание нравственных ценностей старшеклассников. Опираясь на исследования Е.Н. Степанова, мы определяем воспитательную систему класса как «способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива». В этой связи мы рассматриваем воспитательную систему класса как сложное полиструктурное социально-педагогическое и психологическое явление, состоящее из большого числа элементов, отличающихся упорядоченностью в своем развитии. Ценностносмысловое ядро этой системы состоит в воспитании нравственных ценностей старшеклассников. Возведение школьника в статус цели воспитания принципиально значимо при моделировании воспитательной системы классного сообщества.

Ведущие идеи концепции:

приоритетом воспитательной системы класса является воспитание нравственных ценностей как ядра личности;

гуманистическая направленность воспитания - основа воспитания нравственных ценностей старшеклассников, где личность выступает «мерой всех вещей»;

- воспитание нравственных ценностей «пронизывает» всю деятельность классного руководителя.

Наша опытно-экспериментальная работа позволила определить оптимальный состав моделируемых компонентов воспитательной системы класса: ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный, рефлексивно-управленческий. Рассмотрим компоненты воспитательной системы класса.

Ценностно-целевой компонент, включает в себя цели воспитания нравственных ценностей старшеклассников; приоритетные идеи построения воспитательной системы, ориентированные на воспитание нравственных ценностей как значимые цели развития личности старшеклассников. Главными целями воспитательной системы класса являются: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности старшеклассников по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков учащихся; воспитание потребностей к нравственному саморазвитию и самоактуализации.

Исходя из целей, моделируемыми нравственными ценностями становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость, толерантность. При конструировании целей классный руководитель ориентируется на цель-идеал, к которому стремится общество, школа, классный руководитель; цель-процесс, направленный на проектируемое состояние воспитательного процесса для воспитания желаемых нравственных ценностей старшеклассников; цель-результат как желаемый образ выпускника, который планируется достичь. Главная характеристика нравственных ценностей - ориентация на добро (во благо).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Средства развития познавательного интереса школьников на уроках алгебры
У учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Источниками возникновения познавательного интереса у учащихся являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеклассная работа. Решающая роль принадлежит обуче ...

Исследование эмпатических способностей В.В. Бойко
На третьем этапе проводилось исследование эмпатических способностей В.В. Бойко. Опросник предъявлялся подросткам, находящимся в следственном изоляторе города Владимира, и подросткам обычной средней школы. Результаты, полученные по методике В.В. Бойко, показывают, что рациональный канал эмпатии у де ...

Значение подвижных игр для развития личности ребенка
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматрива ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru