Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Страница 2

личностно-ориентированный подход в воспитании нравственных ценностей старшеклассников (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) требует признания уникальности личности, ее нравственной свободы, права на уважение, учитывает возрастные особенности старшеклассников, включает в себя признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом, законы духовного и физического развития, процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире школьника, служат главными ориентирами в деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей;

аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, В. В. Николина, Е .Н. Шиянов, В.А. Сластенин) рассматривает нравственные ценности как человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение как образцы культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенном взаимодействии. Аксиологический подход задает способ рассматривания воспитания личности старшеклассника в единстве социального и экзистенциального в ее самореализации, духовном возвышении личности.

Учитывая перечисленные подходы в воспитании, нами сконструирована концептуальная модель воспитательной системы класса, направленная на воспитание нравственных ценностей старшеклассников. Опираясь на исследования Е.Н. Степанова, мы определяем воспитательную систему класса как «способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива». В этой связи мы рассматриваем воспитательную систему класса как сложное полиструктурное социально-педагогическое и психологическое явление, состоящее из большого числа элементов, отличающихся упорядоченностью в своем развитии. Ценностносмысловое ядро этой системы состоит в воспитании нравственных ценностей старшеклассников. Возведение школьника в статус цели воспитания принципиально значимо при моделировании воспитательной системы классного сообщества.

Ведущие идеи концепции:

приоритетом воспитательной системы класса является воспитание нравственных ценностей как ядра личности;

гуманистическая направленность воспитания - основа воспитания нравственных ценностей старшеклассников, где личность выступает «мерой всех вещей»;

- воспитание нравственных ценностей «пронизывает» всю деятельность классного руководителя.

Наша опытно-экспериментальная работа позволила определить оптимальный состав моделируемых компонентов воспитательной системы класса: ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный, рефлексивно-управленческий. Рассмотрим компоненты воспитательной системы класса.

Ценностно-целевой компонент, включает в себя цели воспитания нравственных ценностей старшеклассников; приоритетные идеи построения воспитательной системы, ориентированные на воспитание нравственных ценностей как значимые цели развития личности старшеклассников. Главными целями воспитательной системы класса являются: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности старшеклассников по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков учащихся; воспитание потребностей к нравственному саморазвитию и самоактуализации.

Исходя из целей, моделируемыми нравственными ценностями становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость, толерантность. При конструировании целей классный руководитель ориентируется на цель-идеал, к которому стремится общество, школа, классный руководитель; цель-процесс, направленный на проектируемое состояние воспитательного процесса для воспитания желаемых нравственных ценностей старшеклассников; цель-результат как желаемый образ выпускника, который планируется достичь. Главная характеристика нравственных ценностей - ориентация на добро (во благо).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Современное рабочее место преподавателя на примере кабинета физики
Пример организации рабочего места преподавателя физики в современной школе - полный комплекс ТСО - это качественно новая модель совокупности средств информационных технологий учебного назначения, сочетающих в себе воедино демонстрационные средства, средства индивидуальной работы учащихся и техничес ...

Основные компоненты мировоззрения
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, форм ...

Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в основной школе
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированно ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru