Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Страница 3

Таблица 3 Концептуальная модель воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников

В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловливающая педагогическое кредо воспитателя, целевые установки и ценностные ориентиры общества, образовательного учреждения и данного классного сообщества, особенностями ученического коллектива и спецификой условий жизнедеятельности. «Воспитать человека, - писал А. С. Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути».

При разработке результативной цели необходимо соблюдать ряд требований: они должны быть направлены на развитие нравственного потенциала, овладение учащимися ценностным отношением к себе и окружающей социальной действительности; сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества; учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям классного коллектива и условиям его жизнедеятельности; должны быть обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации; быть конкретными, четко и ясно сформулированными; гибкими, т.е. обладать способностью к корректировке; трудными, но реально достижимыми; диагностичными. Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, т. к. они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение желаемого образа выпускника. Мы формулируем их следующим образом:

приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям русской национальной культуры;

обеспечивающие повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классном сообществе;

обеспечивающие участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе для перспективного развития учащихся и классного коллектива.

Перспективы, по мнению А. С. Макаренко, могут быть разными по продолжительности их достижения и социальной ценности («от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но должны способствовать росту личности и коллектива. В зависимости от возраста старшеклассников, целевых установок учащихся, уровня развития классного коллектива, перспективы могут быть близкими (посещение театра, выставок, обсуждение личностно-значимой, нравственной проблемы), средними (участие в конкурсах, туристические поездки), далекими (стать воспитанным человеком, оставить добрый след в школе и т.д.).

В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы класса, ориентированной на воспитание нравственных ценностей:

развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно- ориентированного воспитания;

развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций;

создание условий для нравственного самовыражения личности;

развитие и динамика становления субъект – объектно-субъектных отношений между членами классного сообщества;

педагогическая поддержка личности;

построение отношений на основах добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива.

Субъект-субъектный компонент включает в себя взаимодействие следующих субъектов: классного руководителя, учащихся класса, родителей класса, значимых взрослых (администрацию, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря и др.)

Особое место в воспитательной системе класса отводится классному руководителю как главному участнику и заинтересованному лицу в успешном функционировании воспитательной системы класса. Он разрабатывает как близкие, так и далекие цели воспитательной системы, прогнозирует результат своей деятельности по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников, осуществляет индивидуальный подход к старшеклассникам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Новообразования возраста
К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия); Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия). Речь До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но име ...

Роль игры в психическом и личностном развитии ребенка
Чтобы понять детей, найти к ним подход мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Философы и педагоги др ...

Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте
Точное определение и ограничения игры в широкой сфере деятельности человека и животного невозможно, а всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 в., как Ф. Шиллер, Г. Сп ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru