Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления

Педагогика и воспитание » Преобразование графиков функций в курсе алгебры основной школы » Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления

Страница 1

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый

40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особенностей мозга человека – так называемой функциональной специализацией полушарий мозга. Левое полушарие – база абстрактного логического мышления, правое – база конкретного образного. От того, какое из полушарий наиболее развито у человека (в силу врожденных свойств или в силу воспитания), зависит его индивидуальность, особенности его воспитания.

Основной отличительной особенностью «правополушарного» – образного – мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления. А «левополушарное» мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит ступенчато, шаг за шагом, и благодаря этому носит аналитический, а не синтетический характер.

Иначе говоря, правое полушарие как бы сразу «схватывает» всю картину мира в целом, левое же формирует ее постепенно, из отдельных, тщательно изученных деталей.

Таким образом, основное различие между двумя типами мышления сводится к принципам составления связного контекста из отдельных элементов информации. Левополушарное мышление из этих элементов создает однозначный контекст. То есть из всех бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее существенные для конкретной задачи. На противоположных принципах основана стратегия правополушарного мышления. Оно создает многозначный контекст, благодаря одновременному охватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Если логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но чем-то условную и ограниченную, то образное мышление создает натуральный образ мира.

На рисунке условно показано характерное различие стратегии мышления обоих полушарий мозга. Из случайного набора деталей левое полушарие строит четкий ряд геометрических фигур, наводит порядок в их расположении. Правое полушарие из тех же деталей придумывает некий целостный образ, в котором каждый элемент наделен внутренней или видимой связью с другими.

До сих пор мы рассматривали деятельность каждого полушария изолированно, так, будто у человека есть два разных, ничем не связанных мозга. На самом же деле нормальная психическая деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий. Несмотря на различные подходы к обработке информации, полушария мозга работают как единое целое, согласуя и уравновешивая работу друг друга. Только при таком условии возможна полноценная психическая деятельность человека.

И. Соньер писал «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!»

До недавнего времени школа одной из главных своих задач считала развитие и тренировку логического мышления, поэтому все усилия педагогов были направлены на стимуляцию левополушарных возможностей. Почти все школьные учебники обращены только к одному полушарию мозга – левому, отвечающему за логическое, рациональное начало в мышлении. А правое, доминирующее во всем, что касается образного, способа познания, оказывается факультативным на всем протяжении школьного обучения.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Анализ педагогической деятельности Асафа Мессерера
Достойный представитель известнейшей театральной династии, к которой принадлежат актёры Азарий и Рахиль Мессереры, танцовщица и педагог Суламифь Мессерер, Майя Плисецкая и сын Асафа, художник Борис Мессерер. Выпускник Московского хореографического училища, солист Большого театра, Асаф Мессерер обла ...

Понятие в психолого-педагогической, философской, учебно-методической литературе
В педагогической, психологической, методической литературе указано, что мышление лежит в основе познания. Одна из характерных особенностей детского мышления – его наглядность, чувственно-практическая направленность. В процессе отражения окружающей действительности различают познание чувственное и л ...

Эмпирическое исследование формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Целью исследования являются формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Для достижения цели, поставлены следующие эмпирические задачи: Определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в начале и в конце учебного года у обучающихся первых классов, с ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru