Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной деятельности

Педагогика и воспитание » Игра как средство активизации познавательной деятельности » Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной деятельности

Страница 3

Сущность деятельности педагога, стремящегося развивать познавательную активность школьников на втором уровне, связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности ученика.

Третий уровень - творческий уровень активности характеризуется интересом с стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне активности школьники проявляют стремление переменить знания в новой ситуации, т. е. произвести перенос знаний и способов деятельности в условиях, которые до сих пор школьниками не были известны.

Критерием оценки сформированности третьего уровня познавательной активности может служить интерес ученика к теоретическому осмысливанию изучаемых явлений и процессов, самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в процессе познавательной и практической деятельности.

Характерная особенность этого уровня активности - упорство, настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Таким образом, активность в изучении рассматривается ею не как просто деятельное состояние школьника, как качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности, стремлением мобилизировать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно - познавательных целей. На уроке учитель специально создает определенные условия и использует систему средств, реализация которых обеспечивает активизацию учения. От выбора средств активизации и условий обучения зависит уровень познавательной активности школьников, т. е. Качество их познавательной деятельности.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения, формы организации учения школьников.

Исходя из психологической теории деятельности основным тезисом, который является мысль о том, что и обучение и развитие протекают только в процессе целенаправленной деятельности, Т. И. Шамова выводит основное требование к организации активного учения школьника: эффективное усвоение знаний и способов деятельности предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Практически построить систему средств активации учения на конкретном уроке можно, если их отбор будет проходить с учетом активизации каждого компонента учения и цели каждого этого процесса учебного познания.

Основываясь, на своих исследованиях, Т. И. Шамова дает рекомендации по организации процесса обучения с целью активизации учащихся на уроках. Для этого на начальном этапе используются такие приемы активизации, которые обеспечивают подведение учащихся к осознанию необходимости нового познания. С этой целью учитель может опираться на возможности таких средств обучения как учебник, учебные приборы, таблицы, карты, схемы, графики, использовать методически приемы типа предъявления логических заданий, создания проблемных ситуаций, применить фронтальную беседу или самостоятельную работу.

Совершенно права она и в том, что система средств активизации учения школьников должна обязательно быть адекватной цели начального этапа - формированию познавательного мотива.

На этапе восприятия новых знаний и их осмысления важно правильно подвести учащихся к обобщениям. С учетом этой цели средства активизации должны быть направлены на организацию деятельности школьников по выявлению главного, существенных связей между изучаемыми явлениями и процессам. Таким образом, средства активизации только тогда будут выступать как система, когда их отбор осуществляется, с учетом конкретной цели каждого этапа учебного познания и в своем единстве они воздействуют, на каждый компонент учения. Отдельно взятое средство активизации и даже их сочетание могут и не вызвать требуемого уровня активности школьников, если не будут соблюдены определенные дидактические условия.

Приоритетное место в процессе активизации учения Шамова Т.И. отдает формированию у учащихся положительных мотивов учения.

В процессе учения отмечается значимость мотивов познавательного характера. Эти мотивы способны стимулировать исследовательскую и познавательную активность; осуществляемую без подкрепления, ради них самих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Особенности методических занятий физической культурой детей 3-7 лет
Обучение – составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка. Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью – всему научиться со временем. В теории и практике физического воспитания з ...

Понятие о ДЦП. Виды и формы ДЦП. Прогноз
Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину боле ...

Причины неудач в организации групповой работы младших школьников и их устранение
Учителя, пытающиеся использовать на своих уроках групповую работу, поначалу сталкиваются с многочисленными проблемами. Неудачная работа учебных групп в большинстве случаев связана либо с нежеланием, либо с неумением школьников работать вместе. Их необходимо обучить навыкам совместной работы. Внутре ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru