Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной деятельности

Педагогика и воспитание » Игра как средство активизации познавательной деятельности » Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной деятельности

Страница 5

Необходимым условием глубокого и прочного усвоения знаний, расширение кругозора учащихся, развитие их склонностей и способностей является воспитание у них разносторонних интересов.

Для того чтобы знания, приобретенные на уроке, были осознанными и глубокими, необходимо активное отношение школьников к учебной работе. Активность же - это результат интереса, вызванного глубоким идейным и научным содержанием изучаемого материала, его новизной и эмоциональностью, творческими приемами и методами его изложения, возможность для учащихся проявить при усвоении этого материала самостоятельную инициативу, добиться успеха, продвинуться в умственном развитии.

Побуждая школьников, к активной познавательной деятельности, развивая их интерес к процессу познания, учитель, создает условия для формирования активной, целеустремленной, деятельной и творческой личности.

Интерес побуждает человека к поиску новых и более совершенных способов работы, расширению и углублению знаний, способствует возникновению увлеченности.

Л. Н. Рожина отмечает, что познавательный интерес учащихся 9-11 классов, это, прежде всего, интерес к теоретическим проблемам, к определенным областям и вопросам науки. Нередко эти интересы носят опосредованный характер: предмет, проблема интересует постольку, поскольку имеет значение для личности. Интерес представляют те предметы, которые важны для овладения соответствующей профессией.

Формирования познавательного интереса - процесс сложный, совершающийся в ходе развития личности. Их становление и углубление происходит в разных видах деятельности; трудовой, общественной, художественной, спортивной. Однако, как известно, основу воспитания и развития личности школьника составляет специально организованная познавательная деятельность—учение. Поэтому познавательные интересы развиваются, прежде всего, именно в той деятельности.

Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн, интересы являются предпосылкой обучения и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, но оно же и формирует их. Поэтому интересы, с одной стороны, служат средством, которое использует педагог, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, формирование интереса - одна из задач педагогической работы. Важнейшим источником формирования познавательного интереса учащихся является содержание уроков. Познавательные интересы формируются на уроках творческих, различных по формам и методам их проведения. Опыт учителей показывает, что интерес становится стойким именно тогда, когда появится сознание собственного - интеллектуального роста; когда ученик видит, что он сделал значительный шаг вперед. Успех, особенно давшийся с известным трудом, имеет большое значение в формировании познавательных интересов учащегося. То, что приносит удовлетворение в работе, доставляет радость, удовольствие вызывает и поддерживает интерес. Мы полностью согласны с Л.Н. Рожиной в том, насколько важна правильная организация учебной деятельности, в которой ученик переживает состояние успеха, радость от осознания своего интеллектуального роста, продвижения вперед

Изучая проблему познавательного интереса С. В. Чумакова, А. А. Кузнецова, В. М. Кузнецов приходят к единому мнению о том, что значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче - обучение, умственное развитие и воспитание личности - интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Все это, как замечают авторы, подводит к мысли о том, что "корень" учения не обязательно должен быть "горек", ибо еще К.Д. Ушинский отмечал, что "учение, все взятое принуждением и силой воли", едва ли будет способствовать созданию развитых умов.

Ими выделены условия возникновения и развития интереса к учению: прежде всего, - это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера.

1. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Содержание управленческих функций, основные методы управления. Логика построения управленческого цикла
Управленческая деятельность руководителя ДОУ требует оперативности в решении самых различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Все это предопределяет необходимость ее пос ...

Состав семьи и взаимоотношения ее членов
Нравственное и материальное благополучие человека определялось семьей, обеспечивавшей важнейшую функцию - воспитания детей и сохранения преемственности поколений. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись ...

Проблемы гендерной психологии
В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие понятия, как «гендер», «гендерный», «гендерные исследования». Какая реальность стоит з ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru