Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной деятельности

Педагогика и воспитание » Игра как средство активизации познавательной деятельности » Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной деятельности

Страница 4

Большое значение в этом принадлежит познавательной активности: Формирование познавательной потребности положительно сказывается на развитии мотивации и - личности, на качестве знаний, умственном развитии учащихся: формируется тип мотивации, где ведущим мотивом становится познавательная потребность; формируется личность высокой интеллектуальной активности; совершенствуются навыки самообразования знания становятся большими по объему выходят за пределы программ.

Итак, в основе познавательного мотива лежит познавательная потребность. Именно ее и нужно формировать т.к. потребность является первопричиной всех форм поведения и деятельности человека, К. Маркс и Ф. Энгельс называли потребности побудительными силами. Они писали: "Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем, ради какой-либо из своих потребностей".

Механизмом познавательной активности является познавательная потребность, которая и обеспечивает стремление к деятельности.

Потребность теснейшим образом связана с наличием у школьников устойчивых интересов, которые и обеспечивают систематическую, эффективную деятельность учащихся при овладении ведущими знаниями и способами деятельности. Именно это условие особо выделяется специалистами по данной проблеме. Так, Л.И. Божович справедливо считает; что познавательный интерес имеет огромную побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию; активно искать способы его средства удовлетворения "возникшей у него жажды знаний".

Л. Н. Рожина утверждает: «побуждая школьников к активной познавательной деятельности, развивая их интерес к процессу познания, учитель создает условия для формирования активной, целеустремленной, деятельной и творческой личности. Интерес побуждает человека к поиску новых и более совершенных способов работы, расширению и углублению знаний, способствует возникновению увлеченности и наслаждения процессом обучения». Как отмечает Дайри интерес в обучении во многом зависит от учителя, от методики урока и характера познавательной деятельности учащегося. В исследовании Н.С. Лейтеса показано, что появление интереса в этой деятельности приводит не только к повышению результатов в исполнении этой деятельности, но и к "изменению самой личности, перестройке всей мотивации". Г.И. Щукина также указывает на то, что интерес выступает как "мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной".

Мы согласны с авторами и придерживаемся, мнения о том, что важным, условием активизации учения является сформированный постоянный интерес к знаниям, поддерживающий активное состояние школьников на всех этапах учебного познания.

Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников - показатель серьезных недостатков в организации обучения.

Познавательный интерес представляет собой проявление направленности личности на содержание и процесс познания, может сформироваться только в процессе деятельности.

"Устремленность к познанию, - пишет Г.И.Щукина, - желание охватить, возможно, полнее познанием данную научную область /учебный предмет/, изучить ее глубоко, основательно, стремление заниматься познавательной деятельностью, приобретать необходимые умения и навыки для рационального, быстрого и успешного ее протекания, вот в чем основная суть познавательного интереса. Значит предметом познавательного интереса является познавательная деятельность, как ее содержательная, так и операционная сторона.

А. А. Кузнецова, С. Д. Чуракова, В. М. Кузнецов пишут о том, что проблема интереса - это не только вопрос о хорошем, эмоциональном, состоянии детей на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиям доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Вместе с тем, как замечает Швайко, в школе пока не прививают навыки, позволяющие самостоятельно управлять своей познавательной активностью.

Каждого школьника можно научить управлять своей познавательной активностью.

Для этого у него необходимо сформировать оптимальную, целевую установку активизировать самоконтроль за пониманием, повысить мыслительных операций, глубину и четкость их осознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Методика изучения прямой и обратной пропорциональной зависимости
Введение понятий прямой и обратной пропорциональной зависимости является важным шагом на пути к введению понятия функциональной зависимости и в дальнейшем к изучению линейной и обратной функций. Используя на практике индуктивный подход и знания о пропорции, полученные учениками, преподаватель на не ...

Диверсификация отечественной системы высшего профессионального образования
Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации, было принято решение о подготовке к развертыванию Бол ...

Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной деятельности
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников, относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. На обычном уроке учитель рассказывает и показывает, а ученики слушают и повторяют действия. При этом «сущность деятельности ученика состоит в воспри ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru