Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 2

Важнейшим видом профессионального общения классного руководителя с учащимися в педагогическом эксперименте является внеклассная жизнедеятельность. В настоящее время существует достаточно много классификаций воспитательных форм. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления систематики форм внеурочной деятельности. В основе ее - виды воспитывающей деятельности. Назначение - избежать однообразия во внеурочной работе, найти новые оригинальные формы, облегчить планирование педагогической деятельности классным руководителям. В нашем исследовании мы разработали систематическое собрание форм внеклассных дел в контексте проблемы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей у старшеклассников. Детская кровать диван кровать.

Формирующий педагогический эксперимент условно разделен на 3 этапа. Первый этап - мотивационный, характерен для взаимодействия классного руководителя с учащимися 9 класса; направлен, главным образом, на стимулирование учащихся к познанию нравственных норм и отношений к нравственным ценностям. Второй этап - ценностно-ориентированный, характерен для учащихся 10 класса и направлен на выработку ими отношения к нормам нравственности, применение нравственных ценностей в определенных ситуациях. Третий этап - ценностно-деятельностный (11 класс); нравственные ценности становятся регулятором поведения учащихся, их личностным смыслом. В зависимости от этапов выбираются и методы и формы воспитания нравственных ценностей.

Как показал эксперимент, важнейшей формой воспитания нравственных ценностей у учащихся является классный час. Классный час - это условный термин, который означает четкое время, используемое при проведении групповой и индивидуальной работы с учащимися; он применяется на всех этапах. В нашем исследовании классные часы по воспитанию нравственных ценностей выполняют следующие функции: просветительскую, направленную на расширение круга знании учащихся по этике, психологии, философии, эстетике и предметных школьных наук, рассматривающих нравственную тематику; ориентирующую, заключающуюся в формировании у учащихся нравственного отношения к объектам и субъектам окружающей среды вь условиях различных ситуаций; смысловую, заключающуюся в помощи перевода теоретических знаний о нравственных ценностях в область реальной жизненной практики; поддерживающую, направленную на преодоление противоречий в нравственном становлении личности, сотрудничество со школьниками; рефлексивную, заключающуюся в побудительных мотивах проанализировать полученные знания о нравственных ценностях, повысить интерес к нравственному совершенствованию и дальнейшему воспитанию у себя нравственных ценностей.

В результате педагогического эксперимента сложился определенный алгоритм проведения классных часов по воспитанию нравственных ценностей у учащихся.

Структура классного часа по воспитанию нравственных ценностей включает в себя: мотивационную часть (тема, цель, задачи, погружение в проблему), основную (содержательную) часть, заключение, рефлексивный анализ. Назначение мотивационной части (по времени 4-5 минут) - мобилизовать внимание учащихся к теме классного часа. Назначение содержательной части (5 минут) – подведение итогов. Рефлексивный анализ (5-15 минут) заключается в создании у всех участников классного часа чувства удовлетворения от общения друг с другом, от полученных новых знаний, от результата, стимулирование дальнейшей деятельности, установление связи с последующими разговорами на классном часе, побуждение желаний внести коррективы в работу класса. Классные часы по воспитанию нравственных ценностей разделены нами на три группы: воспитание гуманистических ценностей; воспитание нравственно-трудовых ценностей; воспитание социально-гражданских ценностей.

Таблица 6 Тематика классных часов, ориентированная на воспитание у старшеклассников нравственных ценностей

Классные часы

Название

Форма проведения

По воспитанию гуманных ценностей

«Доброта - как категория вечности», «Происхождение нравственности», «Гуманизм и гуманность», «Без друзей меня чуть-чуть»

Дискуссия Беседа Практикум Ролевая игра

По воспитанию нравственно- трудовых ценностей

«Талант и труд», «Верные друзья человека», «Что есть долг», «Кем быть? Каким быть?», «Профессии моих родителей»

Практикум Диалог

Литературная композиция

Дискуссия

Встреча с родителями

По воспитанию социально-гражданских ценностей

«Умение владеть собой», «Настроение и его власть над человеком»,

«О мужественности и женственности»,

«Человек и его судьба», «Человек - существо социальное»,

«Как стать счастливым?»

Тренинг

Психологический этюд

Беседа

Дискуссия

Лекция

Тренинг

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Основные направления педагогико-воспитательной работы с осужденными
Существуют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях: 1. Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им. Его задача заключается в том, чтобы максимальн ...

Результаты исследования адаптации ребенка в коллективе на примере объединения дополнительного образования театральной студии «Шанс» Полянской школы-интерната
Всем известно, что любая работа оценивается, конечно же, прежде всего по видимому конкретному результату. Особенно это касается театральных занятий. Ведь их результат, как ни какой другой, виден наглядно на сцене. Никто не знает как проходят занятия в театральной студии, как протекает учебный и тре ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью. Л.С. Выготским было предложено отличать ядерные признаки от вторичных и третичных наслоений, нарастающих над этим ядром. Ядерным дефектом при умственной отсталости является тотальное поражение головного мозга. По мнению ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru