Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 2

Важнейшим видом профессионального общения классного руководителя с учащимися в педагогическом эксперименте является внеклассная жизнедеятельность. В настоящее время существует достаточно много классификаций воспитательных форм. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления систематики форм внеурочной деятельности. В основе ее - виды воспитывающей деятельности. Назначение - избежать однообразия во внеурочной работе, найти новые оригинальные формы, облегчить планирование педагогической деятельности классным руководителям. В нашем исследовании мы разработали систематическое собрание форм внеклассных дел в контексте проблемы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей у старшеклассников.

Формирующий педагогический эксперимент условно разделен на 3 этапа. Первый этап - мотивационный, характерен для взаимодействия классного руководителя с учащимися 9 класса; направлен, главным образом, на стимулирование учащихся к познанию нравственных норм и отношений к нравственным ценностям. Второй этап - ценностно-ориентированный, характерен для учащихся 10 класса и направлен на выработку ими отношения к нормам нравственности, применение нравственных ценностей в определенных ситуациях. Третий этап - ценностно-деятельностный (11 класс); нравственные ценности становятся регулятором поведения учащихся, их личностным смыслом. В зависимости от этапов выбираются и методы и формы воспитания нравственных ценностей.

Как показал эксперимент, важнейшей формой воспитания нравственных ценностей у учащихся является классный час. Классный час - это условный термин, который означает четкое время, используемое при проведении групповой и индивидуальной работы с учащимися; он применяется на всех этапах. В нашем исследовании классные часы по воспитанию нравственных ценностей выполняют следующие функции: просветительскую, направленную на расширение круга знании учащихся по этике, психологии, философии, эстетике и предметных школьных наук, рассматривающих нравственную тематику; ориентирующую, заключающуюся в формировании у учащихся нравственного отношения к объектам и субъектам окружающей среды вь условиях различных ситуаций; смысловую, заключающуюся в помощи перевода теоретических знаний о нравственных ценностях в область реальной жизненной практики; поддерживающую, направленную на преодоление противоречий в нравственном становлении личности, сотрудничество со школьниками; рефлексивную, заключающуюся в побудительных мотивах проанализировать полученные знания о нравственных ценностях, повысить интерес к нравственному совершенствованию и дальнейшему воспитанию у себя нравственных ценностей.

В результате педагогического эксперимента сложился определенный алгоритм проведения классных часов по воспитанию нравственных ценностей у учащихся.

Структура классного часа по воспитанию нравственных ценностей включает в себя: мотивационную часть (тема, цель, задачи, погружение в проблему), основную (содержательную) часть, заключение, рефлексивный анализ. Назначение мотивационной части (по времени 4-5 минут) - мобилизовать внимание учащихся к теме классного часа. Назначение содержательной части (5 минут) – подведение итогов. Рефлексивный анализ (5-15 минут) заключается в создании у всех участников классного часа чувства удовлетворения от общения друг с другом, от полученных новых знаний, от результата, стимулирование дальнейшей деятельности, установление связи с последующими разговорами на классном часе, побуждение желаний внести коррективы в работу класса. Классные часы по воспитанию нравственных ценностей разделены нами на три группы: воспитание гуманистических ценностей; воспитание нравственно-трудовых ценностей; воспитание социально-гражданских ценностей.

Таблица 6 Тематика классных часов, ориентированная на воспитание у старшеклассников нравственных ценностей

Классные часы

Название

Форма проведения

По воспитанию гуманных ценностей

«Доброта - как категория вечности», «Происхождение нравственности», «Гуманизм и гуманность», «Без друзей меня чуть-чуть»

Дискуссия Беседа Практикум Ролевая игра

По воспитанию нравственно- трудовых ценностей

«Талант и труд», «Верные друзья человека», «Что есть долг», «Кем быть? Каким быть?», «Профессии моих родителей»

Практикум Диалог

Литературная композиция

Дискуссия

Встреча с родителями

По воспитанию социально-гражданских ценностей

«Умение владеть собой», «Настроение и его власть над человеком»,

«О мужественности и женственности»,

«Человек и его судьба», «Человек - существо социальное»,

«Как стать счастливым?»

Тренинг

Психологический этюд

Беседа

Дискуссия

Лекция

Тренинг

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений. Так, при подг ...

Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния информационных технологий на развитие количественных представлений у старших дошкольников
Базой исследования является ДОУ № 97 г.Магнитогорска. В эксперименте принимали участие дети старшей группы, в количестве десяти человек. Сроки проведения эксперимента с января по март 2007 года. Исследовательская работа включает в себя констатирующий и формирующий этапы эксперимента. Цель констатир ...

Профессионально значимые качества личности педагога и пути их совершенствования
Проблема оптимизации педагогической деятельности в любых образовательных учреждениях традиционно актуальна. Один из путей ее решения заключается в усилении профессионально значимых качеств личности педагогов (Зимняя И.А., Лифинцева Н.И., Маркова А.К., Митина Л.М., Сластенин В.А.). Центры психолого- ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru