В течение всего года классный руководитель (директор магазина) ведет наблюдение за учащимися, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, осуществляет педагогическую поддержку, стимулирует работу учащихся по развитию положительных нравственных ценностей, обсуждает эту проблему с родителями. В конце учебного года проходит следующий этап игры. Старшеклассникам предлагается «приобрести» те нравственные ценности, которые, по их мнению удалось сформировать в своем характере в течение этого учебного года, а на аукционе выставить «ненужные вещи», т.е. отрицательные качества, которые еще сохранились у них. Заключительный этап игры - оценочный. Он связан с результатами игры. По завершению игры подводились итоги «торгов», которые помогают учащимся проанализировать результаты работы по сформированности «купленных» нравственных ценностей, которые заполняются в таблицу 8:
Таблица 8 Характер закрепленных у школьников положительных и оставшихся отрицательных ценностей
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Закрепленные положительные ценности |
Оставшиеся отрицательные ценности |
Света П. |
Справедливость |
Недисциплинированность | |
Сережа Б. |
Доброжелательность |
Жадность | |
п |
По итогам игры «Магазин ценностей» проводится рефлексивный воспитательный анализ результатов игры для того, чтобы определить, каков нравственный климат в коллективе, нравственный рост каждого учащегося и наметить дальнейший план работы по развитию нравственных ценностей. Результаты игры обсуждаются с родителями на родительском собрании. По мнению большинства родителей, (83%) учащиеся обращают внимание на свои нравственные ценности, проявляемые в различных ситуациях.
Важным практическим занятием в развитии нравственных ценностей у учащихся на втором и третьем этапах, как свидетельствует эксперимент, является тренинг.
Тренинг представляет собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия школьников в группе. Базовыми средствами тренинга являются создание нравственных ситуаций в групповой дискуссии и ролевой игре в различных модификациях и сочетаниях. Технология включения учащихся в дискуссию учитывает следующие компоненты: определение цели дискуссии; отбор исходного материала и его трансформация в дискуссионную форму; проектирование системы заданий (вопросов, ролей, действий) с учетом особенностей школьников, моделирование личностно-значимой ситуации «погружения» в проблему (создания эмоционального фона, поддержание интереса к проблеме, использование системы вопросов для управления дискуссией); организация взаимодействия на основе актуализации личностных функций, рефлексия. Тренинг применялся нами как в целях коррекции формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности старшеклассников, так и для выработки нравственных стимулов в поведении, качеств, ценных для участников тренинговой методики. В процессе тренингов школьники получают возможность не только улучшить коммуникативные и рефлексивные умения и навыки, наиболее важные для будущей жизни, но и формируют позитивное нравственное отношение к себе и к окружающим. Таким образом, тренинги являются средством воспитания личностных нравственных ценностей школьников, так как психологической базой любого тренинга служит перестройка установок личности, определяющая последующие изменения отношений к себе и к другим людям. Главная особенность тренинга - групповой характер, что дает возможность получения обратной связи, апробирования новых видов поведения с их последующей оценкой, раскрывает возможность установления более близких отношений с окружающими.
Раскроем на основе методик Е.М. Аджиевой, Л.А. Байковой, А. С. Прутченкова разработанное тренинговое занятие под общим названием «Путешествие на планету Добрый Дом», которое включало в себя четыре этюда: 1. «Мои добрые дела»; 2. «Я - подарок»; 3. «Приручить своих драконов»; 4. «Дорога». Каждый тренинговый этюд выполнял свои функции по корректировке нравственных ценностей, выявленных в ходе опытно- экспериментальной работы. Общая цель данных тренинговых этюдов заключается в следующем: развитие процессов самопознания и совершенствования нравственных ценностей у учащихся; изучение индивидуальных особенностей личности учащихся в классе и их этической защиты; оказание педагогической поддержки во время тренингов учащихся. Прежде чем проводить тренинговые формы работы, мы выработали правила дискуссии в группе: фактически заключался своего рода контракт, действующий во время тренинговой работы.
Новое в образовании:
Психологические требования к личности педагога
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н. Гоноболин, В.Н. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.) позволяе ...
Нарушение звукопроизношения
Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является, чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это ...
Общественный быт, его влияние на воспитание детей
В становлении ребенка как личности важна была роль окружающей его социальной среды, а именно: регулирование поведения человека на основе определенных нравственных норм обществом — ближайшими соседями, всем селением в целом. Сельской жизнью с древнейших времен (с X—XI вв.) руководила община. Она нен ...