Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 5

Тренинг «Путешествие на планету «Добрый дом» начинался с этюда «Мои добрые дела». Цель: закрепить доброе отношение к людям, к своим родным, близким, друзьям, знакомым не только на словах, но и в конкретных делах осуществить этическую защиту старшеклассников в пространстве тренинга. Смысловое аксиологическое насыщение содержания тренинга осуществляется: а) путем включения эпиграфа к тренинговому занятию, которым становятся слова Генри Торо: «Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»; б) обсуждение опережающего домашнего задания, которое выполняют учащиеся: «опросить у своих близких, с каким из слов у Вас ассоциируется слово «добро, доброта»: все положительное, хорошее; полезность, приятность; удача, успех; добросердечие, добропорядочность; высокая нравственность, моральная чистота; милосердие, мягкосердечие; участие, расположение; отзывчивость, готовность помочь, проявление заботы и сочувствия; несущий благо, успех, радость; проявление уважения, безупречности. Для обсуждения мы предлагали следующие вопросы. Приведите примеры пословиц, поговорок, песен, стихов, отрывки из художественных произведений, раскрывающих идею добра. Какое доброе дело вы сделали вчера, сегодня? Для кого? Что это был за человек? Какие добрые дела или поступки совершили ваши близкие люди по отношению к Вам? Что вы при этом чувствовали? Как отреагировали? Что предложили взамен? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает?

Следующим шагом в тренинге было обсуждение выдержки из стихотворения Г. Лессинга, ориентированной на создание дискуссии о добродетельных ценностях человека:

«Набожным восторгом предаваться Безмерно легче, чем творить добро. Знай, слабый человек, хоть он подчас

Того и сам не ведает, охотно В восторженном безделье пребывает, Чтоб только добрых дел не совершать.»

В ходе дискуссии учащиеся делают вывод о том, что совершать добро оказывается не так просто. Добрые дела непременно требуют нравственной тренировки «души», воспитания в себе, в своем поведении установок на добродетельные (нравственные) ценности. В рефлексивном взаимодействии учащиеся анализировали свои привычки и черты характера, корректировали в ходе работы некоторые нравственные параметры своей личности. Для этого участникам тренинга предлагалось разделить лист на две части: в одной половине записываются добродетельные поступки, а в другой - отрицательные. Данная работа наглядно помогает увидеть старшеклассникам свои проблемы, проанализировать нравственно-ценностную направленность своей личности и попытаться найти ответы на преодоление негативных поступков.

В связи с тем, что данный тренинг глубоко затрагивает личностные структуры учащихся, некоторые из них начинают очень сильно переживать. В этом случае необходима этическая защита старшеклассников. Для того, чтобы тренинговая работа прошла максимально успешно, не пострадала самооценка ребят, следующим этапом тренинга являлось проведение разработанного нами этюда «Я - Подарок».

На данном этапе раскрывалась самоценность каждого школьника, его внутренний мир. Этюд направлен на выявление того, что «во мне есть интересного, уникального». В ходе тренинга ребятам предлагалось ответить на вопросы: Любишь ли ты сам дарить подарки своим близким? Всегда ли уместен подарок как материальнозначимая ценность? Почему человек может быть подарком для других? Что значит на ваш взгляд, быть «Подарком»? Какими ценностными качествами должен обладать этот человек?

Для проведения тренинга класс делится на группы по 4-5 человек. В течение 1 минуты под тихую музыку надо подумать: Почему «Я - подарок» для себя и других людей? Выписать в тетрадь для классных часов «Доверие» эти качества. Затем в каждой группе в течение одной минуты идет обсуждение, почему «он - подарок». Что нужно сделать для того, чтобы стать «Подарком»? Какими качествами должен обладать этот человек? В течение 3-5 минут указать 5 нравственных ценностей, которые позволят учащимся стать «Подарком». Каждая группа называет эти ценности, а классный руководитель фиксирует их на доске в один столбик. Затем каждый участник тренинга отмечает наличие тех ценностных качеств, которые у него имеются в наличии. Желающие могут поделиться своими результатами. Воспитательный вывод этого тренинга заключается в том, что каждый человек может и должен творить добро, каждый может стать «Подарком» и попасть на планету «Добрый Дом».

В заключении проводится рефлексивный анализ: «Какие чувства вы испытывали?», «Какое было настроение?», «Не было ли трудно?», «И если «да», то почему?», «Что мешало быть откровенным?», «Что помогало раскрыться?». Во время выступления одного из участников остальные должны внимательно выслушать его и поблагодарить выступающих за откровенность, открытость. Это одно из принципиальных требований, которое должно быть в центре внимания классного руководителя. Как показал эксперимент 84% старшеклассников положительно отнеслись к проведению этюда - «Я - Подарок».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новое в образовании:

Виды деятельности дошкольника
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения межд ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и прои ...

Определение уровня двигательной активности у детей с задержкой психического развития на основе наблюдения
С целью определения уровней двигательной активности у детей с задержкой психического развития, проводилось изучение методической литературы (М. А. Руновой) и наблюдение за детьми. Наблюдение с хронометражем проводилось с 12.03.2012г по16.03.2012г за детьми ежедневно с 8 утра до 19 вечера, с целью в ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru