Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 3

Назначение данных классных часов: стимулировать повышение интереса к проблемам нравственности и морали, к проблемам добра, долга, милосердия; развитие потребностей к самосовершенствованию, проявлению гуманности и любви к окружающим (людям, животным, растениям).

В ходе педагогического эксперимента апробировались на всех этапах рабочие тетради (для классных часов) «Доверие», в которых школьники записывают темы классных часов, высказывают свое мнение, пожелания, фиксируют выводы. Тетради, по мнению 89% учащихся, помогают усиливать мотивационную деятельность, приводить мысли школьников в стройный и последовательный ряд, вспомнить, о чем шел разговор на предыдущих классных часах, систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности.

На ценностно-ориентированном этапе мы использовали игры для выявления отношения учащихся к нравственным ценностям. С помощью игры закреплялись нравственные привычки. Через игру и в процессе игры старшеклассник проживает все основные ситуации жизни, выявляет свое отношение к ценностям. Огромное напряжение, которое старшекласснику приходится преодолевать, чтобы овладеть целым рядом нравственных умений, отношений и знаний в контексте игры, остается незаметными для самого школьника. Особую роль в эксперименте выполняли ролевые игры социальной направленности.

Как показывает педагогический эксперимент, такие игры способствуют успешной реализации и закреплению нравственных ценностей, умению самостоятельно принимать решение в нестандартной ситуации. В созданной игровой ситуации учащиеся переживают событие вместе со своими героями, стараются овладеть их морально волевыми качествами, интенсивно воспринимают опыт других, развивают навыки выбора решений по отношению к действиям, поведению учащихся. Как указывает в своих исследованиях В.В. Николина, «особенностью ролевых игр является привнесение участниками игры личного опыта конкретных деталей, эмоциональных переживаний и обмена ценностями при решении проблемы, задаваемой встречей «Я» и «Мы». Как известно, в качестве обязательного элемента в ролевой игре присутствует имитационная модель, которая отражает выбранный фрагмент действительности как способ замещения реальности». Имитационной моделью в нашем случае является «Магазин ценностей». За основу конструирования игры взяты идеи Л.И. Маленковой, А. С. Прутченкова, Н.Е. Щурковой. Цель разработанной нами ролевой игры «Магазин ценностей» заключалась в изучении уровня воспитания нравственных ценностей личности у учащихся и создании духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе. На основе имитационной модели создавалась игровая ситуация по купле-продаже положительных и отрицательных ценностей. Наряду с имитационной моделью в ролевой игре присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью специалистов.

В нашем случае были представлены: директор магазина (классный руководитель), который «продавал» ценности; покупатели (учащиеся), покупающие недостающие ценности; независимые эксперты (учителя, родители, психолог). В результате проведения социально-ролевой игры учащиеся осмысливали общечеловеческие ценности, приобретали навыки участия в дискуссии и принятия коллективных и индивидуально-ценностных решений в различных ситуациях. Игра проводилась нами в три этапа: подготовительный, содержательный (проведение игры) и заключительный этап. На подготовительном этапе школьникам предлагалось разделиться на несколько групп по 5-6 человек в каждой группе. Все учащиеся играли роль покупателей «нравственных ценностей». Положительные качества (доброта, милосердие, отзывчивость, аккуратность терпеливость, вежливость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они приобретали в магазине «Ценности» в обмен на свои отрицательные (недисциплинированность, грубость, жадность, эгоизм и т. д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке. После проведенной «купли-продажи» классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «купленные», т .е. приобретенные положительные качества закрепить в своем поведении (таблицу 7).

Таблица 7 Характер «приобретенных» учащимися ценностей в ходе игры «Магазин ценностей»

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

«Приобретенные» положительные качества

«Проданные» отрицательные качества

Света П.

Честность

Эгоизм

Сережа Б.

Доброта

Ложь

п

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Проектирование профессиональных компетенций студентов
Система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить поступательное развитие личности студента как субъекта целеполагания собственной деятельности, ориентированного на непреходящие ценности. Анализ динамики развития современного профессионального образования показывает, что целью ...

Девиантное поведение детей и подростков
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных ...

Цели и задачи исследования: театральная педагогика как наиболее гармоничное средство социальной адаптации ребенка
Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усил ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru