Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 3

Назначение данных классных часов: стимулировать повышение интереса к проблемам нравственности и морали, к проблемам добра, долга, милосердия; развитие потребностей к самосовершенствованию, проявлению гуманности и любви к окружающим (людям, животным, растениям).

В ходе педагогического эксперимента апробировались на всех этапах рабочие тетради (для классных часов) «Доверие», в которых школьники записывают темы классных часов, высказывают свое мнение, пожелания, фиксируют выводы. Тетради, по мнению 89% учащихся, помогают усиливать мотивационную деятельность, приводить мысли школьников в стройный и последовательный ряд, вспомнить, о чем шел разговор на предыдущих классных часах, систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности.

На ценностно-ориентированном этапе мы использовали игры для выявления отношения учащихся к нравственным ценностям. С помощью игры закреплялись нравственные привычки. Через игру и в процессе игры старшеклассник проживает все основные ситуации жизни, выявляет свое отношение к ценностям. Огромное напряжение, которое старшекласснику приходится преодолевать, чтобы овладеть целым рядом нравственных умений, отношений и знаний в контексте игры, остается незаметными для самого школьника. Особую роль в эксперименте выполняли ролевые игры социальной направленности.

Как показывает педагогический эксперимент, такие игры способствуют успешной реализации и закреплению нравственных ценностей, умению самостоятельно принимать решение в нестандартной ситуации. В созданной игровой ситуации учащиеся переживают событие вместе со своими героями, стараются овладеть их морально волевыми качествами, интенсивно воспринимают опыт других, развивают навыки выбора решений по отношению к действиям, поведению учащихся. Как указывает в своих исследованиях В.В. Николина, «особенностью ролевых игр является привнесение участниками игры личного опыта конкретных деталей, эмоциональных переживаний и обмена ценностями при решении проблемы, задаваемой встречей «Я» и «Мы». Как известно, в качестве обязательного элемента в ролевой игре присутствует имитационная модель, которая отражает выбранный фрагмент действительности как способ замещения реальности». Имитационной моделью в нашем случае является «Магазин ценностей». За основу конструирования игры взяты идеи Л.И. Маленковой, А. С. Прутченкова, Н.Е. Щурковой. Цель разработанной нами ролевой игры «Магазин ценностей» заключалась в изучении уровня воспитания нравственных ценностей личности у учащихся и создании духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе. На основе имитационной модели создавалась игровая ситуация по купле-продаже положительных и отрицательных ценностей. Наряду с имитационной моделью в ролевой игре присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью специалистов.

В нашем случае были представлены: директор магазина (классный руководитель), который «продавал» ценности; покупатели (учащиеся), покупающие недостающие ценности; независимые эксперты (учителя, родители, психолог). В результате проведения социально-ролевой игры учащиеся осмысливали общечеловеческие ценности, приобретали навыки участия в дискуссии и принятия коллективных и индивидуально-ценностных решений в различных ситуациях. Игра проводилась нами в три этапа: подготовительный, содержательный (проведение игры) и заключительный этап. На подготовительном этапе школьникам предлагалось разделиться на несколько групп по 5-6 человек в каждой группе. Все учащиеся играли роль покупателей «нравственных ценностей». Положительные качества (доброта, милосердие, отзывчивость, аккуратность терпеливость, вежливость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они приобретали в магазине «Ценности» в обмен на свои отрицательные (недисциплинированность, грубость, жадность, эгоизм и т. д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке. После проведенной «купли-продажи» классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «купленные», т .е. приобретенные положительные качества закрепить в своем поведении (таблицу 7).

Таблица 7 Характер «приобретенных» учащимися ценностей в ходе игры «Магазин ценностей»

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

«Приобретенные» положительные качества

«Проданные» отрицательные качества

Света П.

Честность

Эгоизм

Сережа Б.

Доброта

Ложь

п

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов
На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают металлы, древесину и отчасти пластмассы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо прежде всего показать их место и значение в различных отраслях народного хозяйства. Иногда у учащихся под влиянием научно-популярной литературы создаетс ...

Физиологические особенности подростков
В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Наибо ...

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений
Для общеразвивающих упражнений характерно, что в каждом из них согласуется динамическая работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно пр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru