Назначение данных классных часов: стимулировать повышение интереса к проблемам нравственности и морали, к проблемам добра, долга, милосердия; развитие потребностей к самосовершенствованию, проявлению гуманности и любви к окружающим (людям, животным, растениям). Информация запчасти haval опт на нашем сайте.
В ходе педагогического эксперимента апробировались на всех этапах рабочие тетради (для классных часов) «Доверие», в которых школьники записывают темы классных часов, высказывают свое мнение, пожелания, фиксируют выводы. Тетради, по мнению 89% учащихся, помогают усиливать мотивационную деятельность, приводить мысли школьников в стройный и последовательный ряд, вспомнить, о чем шел разговор на предыдущих классных часах, систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности.
На ценностно-ориентированном этапе мы использовали игры для выявления отношения учащихся к нравственным ценностям. С помощью игры закреплялись нравственные привычки. Через игру и в процессе игры старшеклассник проживает все основные ситуации жизни, выявляет свое отношение к ценностям. Огромное напряжение, которое старшекласснику приходится преодолевать, чтобы овладеть целым рядом нравственных умений, отношений и знаний в контексте игры, остается незаметными для самого школьника. Особую роль в эксперименте выполняли ролевые игры социальной направленности.
Как показывает педагогический эксперимент, такие игры способствуют успешной реализации и закреплению нравственных ценностей, умению самостоятельно принимать решение в нестандартной ситуации. В созданной игровой ситуации учащиеся переживают событие вместе со своими героями, стараются овладеть их морально волевыми качествами, интенсивно воспринимают опыт других, развивают навыки выбора решений по отношению к действиям, поведению учащихся. Как указывает в своих исследованиях В.В. Николина, «особенностью ролевых игр является привнесение участниками игры личного опыта конкретных деталей, эмоциональных переживаний и обмена ценностями при решении проблемы, задаваемой встречей «Я» и «Мы». Как известно, в качестве обязательного элемента в ролевой игре присутствует имитационная модель, которая отражает выбранный фрагмент действительности как способ замещения реальности». Имитационной моделью в нашем случае является «Магазин ценностей». За основу конструирования игры взяты идеи Л.И. Маленковой, А. С. Прутченкова, Н.Е. Щурковой. Цель разработанной нами ролевой игры «Магазин ценностей» заключалась в изучении уровня воспитания нравственных ценностей личности у учащихся и создании духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе. На основе имитационной модели создавалась игровая ситуация по купле-продаже положительных и отрицательных ценностей. Наряду с имитационной моделью в ролевой игре присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью специалистов.
В нашем случае были представлены: директор магазина (классный руководитель), который «продавал» ценности; покупатели (учащиеся), покупающие недостающие ценности; независимые эксперты (учителя, родители, психолог). В результате проведения социально-ролевой игры учащиеся осмысливали общечеловеческие ценности, приобретали навыки участия в дискуссии и принятия коллективных и индивидуально-ценностных решений в различных ситуациях. Игра проводилась нами в три этапа: подготовительный, содержательный (проведение игры) и заключительный этап. На подготовительном этапе школьникам предлагалось разделиться на несколько групп по 5-6 человек в каждой группе. Все учащиеся играли роль покупателей «нравственных ценностей». Положительные качества (доброта, милосердие, отзывчивость, аккуратность терпеливость, вежливость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они приобретали в магазине «Ценности» в обмен на свои отрицательные (недисциплинированность, грубость, жадность, эгоизм и т. д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке. После проведенной «купли-продажи» классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «купленные», т .е. приобретенные положительные качества закрепить в своем поведении (таблицу 7).
Таблица 7 Характер «приобретенных» учащимися ценностей в ходе игры «Магазин ценностей»
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
«Приобретенные» положительные качества |
«Проданные» отрицательные качества |
Света П. |
Честность |
Эгоизм | |
Сережа Б. |
Доброта |
Ложь | |
п |
Новое в образовании:
Значение подвижных игр для развития личности ребенка
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматрива ...
Цель медико - психолого - педагогической коррекционной работы
Целями медико - психолого - педагогической коррекционной работы с детьми, имеющими СДВГ, являются: повышение качества жизни ребёнка, улучшение его психического здоровья; установление положительного отношения к себе, другим людям к миру (без чувства вины, стыда или тревоги); нивелирование защитных р ...
Возрастные особенности младших подростков
Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10–11 до 14–15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своео ...