"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Педагогика и воспитание » "Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Страница 6

Достаточно важен и следующий вопрос о различиях фуг с удержанным противосложением и многотемных. Например, фугу d moll И. Баха из I тома ХТК иногда не без основания считают тройной, так как появляющееся во второй половине удержанное противосложение, играет тематически важную роль. Та же мысль Б. Бартока в отношении фуги gis moll была приведена выше. С этой точки зрения двойная фута с совместным проведением тем в экспозиции еще ближе подходит по плану изложения к фуге с удержанным противосложением. Тем не менее, фуга с удержанным противосложением нередко приближается к некоторым типам двойных фуг, если она содержит индивидуальные черты. В таких случаях определяющим моментом является структурная роль контрастного тематического образования. Каковы же отличительные признаки в этом случае? Прежде всего, вторая тема фуги должна розниться от удержанного противосложения своим более самостоятельным мелодическим и ритмическим строением, законченностью своего тематического образа даже при начальном контрапунктическом изложении. Хотя этот признак и важен, он не всегда может выручить, ибо встречаются фуги, в которых удержанное противосложение излагается в более живом ритме и, в силу контрастности, приобретает черты самостоятельности. Подобным примером может служить фуга g-moll И. Баха из II тома. В ней как раз удержанное противосложение достаточно значительно. Второй, наиболее существенный признак в отличии второй темы от удержанного противосложения, заключается в том, что первая и вторая темы двойной фуги излагаются вместе, тогда как удержанное противосложение появляется лишь после одноголосного изложения темы, при втором ее проведении. Традиция показывает, что вторая тема вступает всегда с некоторым опозданием от самой темы, что является необходимым условием для более четкого восприятия обеих тем. Это запоздание может ограничиться одной восьмой, четвертью, вторая тема может вступать также, например, двумя тактами позже вступления главной темы; это зависит от величины обеих тем и их согласованности. Хотя вторая тема начинается позднее первой, но завершается каденцией, чего не имеет противосложение.

В заключение статьи хотелось бы отметить, что целом учебное занятие, посвящённое вопросу о многотемных фугах, ставит как методическую цель: ознакомление со структурой и специфическими особенностями данной полифонической композиции, освоение необходимого объёма учебного материала по данной теме курса; так и образовательную: сформировать осознание данной структуры как высшей полифонической формы в её историческом развитии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Новое в образовании:

Положительное отношение к здоровью и само понимание этого феномена
Для проверки выдвинутой гипотезы (с июня по август включительно) в 2008 году было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 10 учащихся из разных городов Архангельской области и медицинский с педагогическим персоналы Вельского детского туберкулезного санатория «Глинница». Дети ...

Система коррекционно-педагогической работы
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Проблема неуспеваемости определённой части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определённая группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихс ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru