"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Педагогика и воспитание » "Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Страница 2

Существуют две разновидности многотемных фуг, в классификации которых мнения исследователей схожи. Двойная фуга с совместной экспозицией, двойная фуга с раздельной экспозицией. Задачей статьи является: в процессе занятия по данной теме и анализа фуг различных структур и эпох выяснить закономерности композиций, специфику тематизма этой разновидности полифонической формы. Самая свежая информация металлочерепица купить у нас.

Сначала обратимся к фугам с раздельной экспозицией. Рассмотрим фугу gis moll И. Баха из II тома ХТК (см. пр.1 в приложении), которая является двойной фугой с раздельной экспозицией. После прослушивания аудиозаписи учащиеся могут самостоятельно дать характеристики таким элементам фуги как: тема, ответ, противосложение, экспозиция первой темы (тональный план, материал интермедий) промежуточного этапа первой темы, интонационная подготовка темы второй (степень контраста по отношению к теме первой, её противосложение) промежуточного этапа темы второй (его особенности в соотношении с экспозицией темы первой), репризы фуги (проведение тем, противосложения, тональный план, материал интермедий)).

После краткого анализа учащимися по вышеприведённому плану, возможно выявить ряд характерных особенностей. Темы двойной фуги однородны, сочинены в двойном контрапункте в соотношении взаимодополняющего контраста (Т2 является суть противосложением к T1), с обязательным совместным кадансированием. Вторая тема выступает здесь как новый дополнительный "герой" фуги. Контрастируя друг другу, темы составляют более сложное единство. Каждая из них - это как бы сжатый "конспект" образа. Далее в том случае, если контраст минимален "поведение" темы как отдельного организма отличает ее от противосложения. Образуется как бы "двойная тема" как единый "образный тезис" фуги. В структуре экспозиция первой темы нормативна, в качестве промежуточного этапа - контрэкспозиция. Экспозиция темы второй носит развивающий характер, имея свободный тональный план. В качестве промежуточного этапа использована разработочная, с приёмами интонационного вычленения, интермедия, которая является кульминацией и через "доминантовый предыкт" подводит к репризе. В репризе происходит объединение обеих тем как различных или противоположных сторон целого в совместном звучании. Выявляется одно из важных условий многотемной фуги - обязательное взаимное дополнение в процессе одновременного звучания. Реприза представляет собой 4 совместных проведения обеих тем с полным функциональным планом основной тональности в разных контрапунктических вариантах, т.е. имеет синтетический итоговый характер. В целом вся фуга становится динамической трёхчастной формой с синтетической репризой, где развивающей серединой является экспозиция второй темы. Но интересно отметить, что Барток о фуге gis/II пишет: "В этой фуге мы находим две темы, из которых, однако, вторая по значению уступает первой, поэтому мы называем ее противосложением. В отличие от данной фуги, мы говорим о фуге с двумя, тремя темами в тех случаях, когда темы противопоставляются друг другу как равноценные, самостоятельные мысли. Первая часть настоящей фуги построена только на одной теме, вторая - на противосложении, в то время как третья часть их объединяет". Этот интересный вопрос о равнозначности тем в многотемных фугах мы ещё поднимем в конце статьи.

Итак, можно сделать определённые выводы. Фуга с двумя проведёнными темами называется двойной фугой. Такие две темы пишутся в двойном контрапункте для того, чтобы они могли применяться одновременно и менять свои места, то есть верхняя тема могла бы быть поставлена внизу, а нижняя - над ней. Структура двойной фуги следующая: в первой части проводится первая тема, во второй - вторая, в третьей части обе темы соединяются одновременно, причём каждая тема должна быть исполнена каждым из голосов. К примеру, такая форма двойной фуги встречается также у И.С. Баха в Credo его торжественной мессе h-moll.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. В речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР часто встречаются ошибки, которые носят название аграмматизмов, и могут быть выявлены при обследован ...

Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с общением
Проведенный теоретический анализ проблемы идентичности педагогов дает возможность более четко определить цель и гипотезу настоящего исследования. Таким образом, цель данного исследования — изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением. Гипотеза 1 исследования состояла в пред ...

Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
Цель: Изучить уровень сформированности экологических знаний и культуры на завершающем этапе эксперимента. Для выявления влияния эксперимента, проведенного с детьми экспериментальной группы, мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. При этом использовались те же метод ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru