Вторая разновидность многотемных фуг - фуги на несколько тем с совместной экспозицией. Напомним определение данной структуры: фугой с совместной экспозицией называется фуга, основанная на последовательном проведении совместно звучащих тем. В качестве образца для анализа предлагаю к самостоятельной работе трёхголосную инвенцию И. Баха f moll (см. пр.5). План анализа следующий: характеристика каждой темы, выявление формы инвенции, характеристика экспозиции (тональный план, контрапунктические перестановки), характеристика развивающей части (тональный план проведений тем), характеристика интермедий (тематический материал, тональный план, принцип построения, контрапунктические перестановки), характеристика и определение заключительной части.
В процессе анализа выявляем следующие особенности. С точки зрения тематизма, каждая из тем образно, ритмически, интонационно однородна и самостоятельна. Мы отмечаем индивидуализированность интонаций каждой из тем на единой ладовой основе и ритма каждой из тем на единой метрической основе. Темы изложены в тройном контрапункте, кадансируют совместно. Вместе они составляют логичное целое, построенное по принципу взаимодополняющего контраста, т.е. составляют тройной "тезис" фуги. Принципом полифонического варьирования в данном случае выступают тональные смены при дальнейших проведениях и различные варианты тройного контрапункта. Репризность выявлена возвращением основной тональности и первоначальным контрапунктическим сочетанием, обновлённым за счёт совместного проведения трёх тем, в отличие от экспозиционного проведения. Говоря о структуре, мы отметили в целом форму аналогичную однотемной фуге, где в экспозиции темы проводятся во всех голосах в тонико-доминантовом соотношении, в средней части происходит тональное и контрапунктическое варьирование как тем, так и двух удержанных интермедий, есть сжатая реприза-кода в основной тональности. Важнейшая особенность фуги с совместной экспозицией - обязательное совместное проведение всех тем. Тональное и контрапунктическое варьирование становятся таким образом важнейшим приёмом динамизации формы.
Нарастание контраста тем в фугах на более чем одну тему продолжалось и в XX веке, параллельно с расширением тональных планов, усилением хроматизации и возрастанием разработочности. И в этом плане формы двойных и тройных фуг с раздельной экспозицией тем оказались более гибкими, чем простые однотемные. Например, в двойной фуге e moll Шостаковича из ор.87 (см. пр.6) смена темпа совпадает с появлением экспозиции второй темы, что делает контраст уже разноплановым. И в дальнейшем развитии происходит весьма существенное явление - новый темп экспозиции второй темы захватывает и совместную репризу, приводя к существенной итоговой трансформации тем. Проникновение темпового контраста в двойную фугу, без сомнения, отразило аналогичный процесс в форме сонатного allegro. Гибкость формы двойных и тройных фуг проявилась в то же время и в ее более интенсивном и эффективном, чем в однотемной фуге, соединении с принципом сонатности.
В качестве примера, подтверждающего это утверждение, учащимся предложено самостоятельно проанализировать фугу е moll Д. Шостаковича, двойную с раздельной экспозицией. План анализа аналогичен вопросам по соответствующему разделу урока (см. вопросы к анализу фуги И. Баха gis moll). Выявляем ряд новых интересных особенностей. Очень яркий смысловой контраст между темами создает Шостакович в фуге. Здесь глубоко содержательная русская песенная мелодия (первая тема), задумчивая, вокальная по своей природе, противопоставляется более подвижной и ритмически оживленной, немного беспокойной мелодии второй темы. Контраст увеличивается еще из-за различия регистров, в которых впервые показываются обе темы. Первая тема звучит большей частью в малой октаве. Это придает ей несколько задумчивый оттенок, особенно подчеркнутый медленным движением мелодии. Вторая тема звучит во второй октаве и частично в первой, что создает более облегченный и подвижный мелодический облик теме. Обе мелодии отлично сочетаются и по эмоциональному состоянию и по приемам полимелодического письма. При этом проявляется качественно новый уровень контраста тем - смысловой, образный, жанровый, тональный, темповый и фактурный (вторая тема изложена в гомофонно-гармонической фактуре). В структуре формы соблюдаются основные композиционные черты, выявленные нами в предыдущих сочинениях ранее. Экспозиция первой темы с чёткими классическими признаками. В качестве промежуточного этапа - развивающий раздел, где основой является тональное развитие (проведение темы по миксолидийским мажорам). Вполне традиционна экспозиция второй темы, но благодаря вышеуказанному значительному контрасту, этот раздел воспринимается не как средняя часть, а как новый этап развития в целом. Эмоциональный пульс фуги возрастает благодаря и выразительности промежуточного этапа второй темы, в котором происходит и фактурное сгущение, активизируется тональное развитие (в проведениях темы задействованы далёкие, исключительно минорные "мрачные" тональности), напряжённая тональная неустойчивость свободного полифонического развития и в переходной интермедии, при ускорении темпа усиливается также звуковая динамика. Этот непрерывный поток "врывается" в репризу фуги. С точки зрения канонов формы - это нормативное совместное проведение тем в основной тональности. Но новый уровень контраста и развития тем привёл к качественно новому типу трансформированной репризы. Контрапунктически соединяемые темы приобрели иные образные черты. В дальнейшем течении репризы наблюдаются стреттные проведения обеих тем, вплоть до кульминационной итоговой двойной стретты, что делает динамику стретт главным выразительным "двигателем" репризы. Мы можем выдвинуть новое положение, что в современной двойной фуге, благодаря новому уровню тематического контраста, динамическому процесс развития, трансформации образов возникает понимание симфонизации формы. К этому процессу можно добавить содержание прелюдии, сквозная малосекундовая интонация которой развивается в темах фуги и утверждается в последнем проведении второй темы в коде.
Новое в образовании:
Психолого-педагогическая характеристика детей с
общим недоразвитием речи
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и прои ...
Основы декупажа
Декупаж – это еще один способ проявить ваш творческий индивидуальный стиль в вашем доме. Декупаж может заставить предметы вашего интерьера выглядеть так, как будто они созданы настоящим художником. Декупаж требует относительно небольших капитальных затрат. Декупаж можно сделать дома, им могут заним ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...