В 1964 г. наш современник, российский композитор Р. Щедрин написал сборник прелюдий и фуг, состоящий из двух томов по 24 цикла в каждом, разделив их по тональному принципу на диезные и бемольные. В целом Щедрин придерживается традиционной схемы: импровизационная прелюдия и конструктивная фуга. Новизна присуща скорее музыкальному языку композитора, чем структуре. Поэтому интересно проследить, как Щедрин трактует исследуемую нами полифоническую форму. В процессе занятия возможно исполнение учащимися фортепианного отделения фрагмента прелюдии, экспозиции фуги, репризной стретты. Для облегчения понимания фуги учащиеся знакомятся как со схемой, так и с выписанными темами фуги и их полифоническими вариантами: (обращение, ракоход, обращение ракохода). Итак, что же нового мы можем отметить? Создание саи тов в воронеже создание сайта в воронеже.
Четырёхголосная фуга Des dur Р. Щедрина (см. пр.7) является двойной с совместной экспозицией. Прелюдия - скорее импровизация в "добаховском" стиле, состоит из двух частей и выполняет роль вступления к фуге, что подчёркнуто ещё и приёмом attacca. Анализируя тематизм фуги, мы отмечаем следующее. Тема первая и тема вторая однородны, контрастны (хотя вторая тема менее яркая, в характере противосложения), сочинены в двойном контрапункте. Но помимо характерного полифонического принципа коплементарности, темы составляют единый тематический комплекс, основанный на принципе музыкального мышления XX века - серийности. Это современное преломление "двойного тематического тезиса" многотемной фуги. Фуга в целом контрапунктическая, безинтермедийная. Основной принцип развития - активная полифоническая модификация тем. Композиция фуги - классическая трёхчастная форма, где экспозиция содержит проведение тем и ответов во всех голосах, контрапунктическое варьирование в развивающей части и тематическую репризу в основной тональности. Современный полифонический стиль этой многотемной фуги проявляется в следующем. Полифонические модификации тем происходят уже в экспозиции, где в ответе темы звучат в обращении, прямом и обращенном ракоходе. При этом как в экспозиции, так и в дальнейших разделах фуги в проведениях тем использован горизонтальный контрапункт со свободным сдвигом, интонационное варьирование тем. Динамический процесс произведения связан с активизацией полифонической работы вплоть до репризы, которая становится и итогом и кульминацией развития произведения. Раздел содержит две двойные четырёхголосные стретты, первая является первоначальным соединением, вторая - производным. Итоговый, синтезирующий характер репризы проявляется в использовании всех предыдущих полифонических вариантов обеих тем: прямое движение, тема в обращении, ракоход, обращение ракохода, увеличение, горизонтальный сдвиг, интонационные изменения. Так этой фуге слились полифонические каноны формы и её современная трактовка.
Последнее произведение, на которое бы хотелось обратить внимание, единственная в цикле тройная фуга с moll Р. Щедрина. Учащиеся также имеют наглядную схему и выписанные полифонические варианты тем. Как отмечает Ройтерштейн, эта фуга представляет собой "остроумное сочетание композиционных принципов многотемной фуги с совместной и с раздельной экспозициями". К тому же прелюдия открывается четырёхкратным проведением первой темы фуги в прямом и обращенном варианте, т.е. "экспозиция" фуги, по мнению музыковедов, переносится в прелюдию. Композиционное строение фуги аналогично предыдущей - фуга контрапунктическая, безинтермедийная. Основной принцип развития - активная полифоническая работа с тематизмом. Первая часть фуги - совместная экспозиция и развивающий раздел первой и второй тем (содержащий контрапунктические перестановки и обращение, интонационную подготовку третьей темы). Вторая часть - свободная экспозиция и развивающий раздел третьей темы. Необходимо отметить возросшую интенсивность полифонического развития третьей темы: двухголосные стретты на тему в прямом движении и в обращении, захватывающие всё более широкий диапазон, наложение стретт, устремлённость движения к кульминационной трёхголосной стретте, содержащей также интонационные изменения темы. Благодаря этому, хотя здесь и использована только третья тема, часть в целом становится разработкой всей фуги. Трансформированная реприза фуги построена по принципу неуклонного нарастания к концу и производит впечатление "звуковой лавины". Три закономерных совместных проведения подготавливают генеральную кульминацию фуги - четвёртое совместное проведение тем, в котором интонационно трансформированные варианты звучат на органном пункте с острыми диссонирующими дублировками. Драматическое, сквозное драматургическое развитие, берущее начало в прелюдии, находит логическое завершение в кульминации фуги. Это позволяет, в свою очередь говорить о процессуальности формы современной многотемной фуги и в целом симфонизации полифонического цикла.
Новое в образовании:
Индивидуальный график работы и личный дневник
1 день практики В этот день произошло знакомство с лагерем, преподавательским составом, режимными моментами, знакомство с детьми. Меня поставили на отряд в котором возраст детей составляет от 10 до 13 лет. Ребята ко мне отнеслись настороженно. Большинство детей было из одного класса. Я представилас ...
Становление мировоззрения личности подростка
Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает этот процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, наход ...
Дидактика применения информационно-образовательной среды
Дидактика применения ИОС в образовательной системе исходит из того, что наличие преподавателя в системе обучения является обязательным и его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения. Использование ИОС в процессе обучения строится на определенной дидактиче ...