"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Педагогика и воспитание » "Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Страница 3

Обратимся теперь к fis moll тройной фуге с раздельной экспозицией из II тома ХТК И. Баха Вопросы для самостоятельного анализа следующие: характеристики темы, ответа, противосложения, экспозиции первой темы (тональный план, материал интермедий), промежуточного этапа первой темы (композиция, интонационная подготовка темы второй), характеристику темы второй (степень контраста по отношению к теме первой, противосложение), промежуточного этапа темы второй (его особенности в соотношении с экспозицией темы первой). Необходимо также дать характеристику темы третьей (степень контраста по отношению к теме первой, к теме второй, противосложение), промежуточного этапа темы третьей (его особенности в соотношении с экспозицией темы первой и темы второй, материала интермедий), репризы фуги (проведение тем, противосложение, тональный план, материал интермедий).

Обобщая итоги анализа можно сказать следующее. Темы тройной фуги однородны, сочинены в тройном контрапункте в соотношении взаимодополняющего контраста, с обязательным совместным кадансированием. Но по мере экспонирования тем выявляется не только их интонационное родство, но и определённый динамический процесс с интонационной подготовкой тем, нарастанием контрастирования и с усилением развивающих разработочных черт изложения к финальному синтезу - итогу в репризе. Т.о. тема является тройным "тезисом" в футе. С точки зрения композиции выявляется нормативная экспозиция первой темы, в качестве промежуточного этапа которой выступает неполная контрэкспозиция. Серединный тип изложения характерен для экспозиции второй темы (свободный тональный план, стретты), в качестве промежуточного этапа выступает обобщающий раздел с контрапунктическими проведениями первой и второй тем. Ещё более свободен раздел экспонирования и развития третьей темы, Сама тема модулирующая и представляет собой секвенции на общих формах движения и далее в её "экспозиционных" проведениях есть свободное интонационное варьирование, стреттные вступления, свободный тональный план, свободное вступление голосов. В развивающем разделе третьей темы мы встречаемся с новым контрапунктическим приёмом - проведением темы в обращении и стреттно в тонально неустойчивом варианте. Стретты в среднем разделе фуги занимают особое место, тема излагается в отдельности, в разнообразных преобразованиях и различных по степени сжатия стреттах. Реприза также представляет собой совместное проведение всех тем в различных вариантах тройного контрапункта. Синтетический характер репризы выявлен и в материале интермедий, которые построены на обращенных вариантах первой и второй тем, и в факте появления противосложения первой темы. В целом вся фуга также является контрастной трёхчастной формой с синтетической репризой, где развивающей серединой является изложение второй и третьей тем. В таких фугах также уменьшается роль интермедий.

Таким образом, в тройной фуге с раздельной экспозицией проявляется новое качество динамического развития как в принципе появления новых тем фуги, так и в композиции. В фугах с раздельной экспозицией единство и контраст выявляются последовательно, а завершающая часть как результат раздельного развития в совместном звучании. В дальнейшем именно этот принцип ляжет в основу понимания сонатности. К этому вопросу хочется добавить, что две темы - два мелодических тезиса, лежащие в основе двойной фуги, или три - в тройной всегда имеют яркий интонационно-смысловой контраст. Этот контраст необходим для образования активного взаимодействия между данными темами в сложной фуге, и в то же время он является смысловой основой для развития идейно-художественного содержания двойной или тройной фуги. Но, в то же время, тематический контраст в двойных и тройных фугах резко отличается от контраста главной и побочной партий в сонатной форме. Если в сонатной драматургии главная и побочная партии раскрывают различные художественные образы, как, например, мир светлых душевных переживаний человека и сил трагедийного плана, противопоставляемые в симфониях Чайковского, то темы в двойных и тройных фугах предполагают контраст сторон какого-либо одного художественного образа. В произведениях с сонатной драматургией объединение различных тем проводится редко и почти всегда звучит как острое диссонирующее столкновение различных явлений действительности, непримиримых в своей сущности (например, в Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей
Многочисленные наблюдения показывают, что эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования во многом предопределена его умением на системно-целевой основе ставить и решать многочисленные задачи воспитания и обучения учащихся. Системное видение своей профессиональной ...

Особенности методики формирования математической грамотности в образовательной программе "Школа 2100"
В соответствии с программой курса "Моя математика" программа "Школа 2100" авторы Т.Е. Демидова С.А. Козлова А.П. Тонких к концу обучения во втором классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: различать истинные и ложные высказывания (верные и неверны ...

Значение подвижных игр для развития личности ребенка
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматрива ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru