Названные недостатки - следствие крайностей в реализации академического и фундаментального подходов в программах и учебниках среднего образования (так называемый предметоцентризм).
На наш взгляд, следует, не отказываясь от этих лучших традиций советской школы, усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса образования, повысив развивающий его характер.
Это, в свою очередь, потребует:
пересмотра требований к результатам обучения как составной части стандарта образования;
ввода в программы и учебники материалов практико-ориентированного характера;
усиление диалогического характера гуманитарного образования;
знакомства учащихся с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства.
Для реализации этих современных международных требований к образованию необходимо, на наш взгляд, разработать региональный куррикулум по аналогии с региональными куррикулами (базисными учебными планами регионов) в европейских системах образования. Данные базисные учебные планы построены по совершенно иным принципам, нежели наши традиционные. Они базируются на принципах образования ориентированного на результат, на компетентностном или личностно-ориентированном подходе и в частности предполагают сокращение содержания образования по каждому предмету, оставляя учебное время для развития и саморазвития учащихся.
По-существу, такой областной куррикулум должен стать областным стандартом содержания образования и стать точкой отчёта для оценки не только уровня образованности учащихся, т.е. их учебной компетентности, но и компетентности педагогов.
Кроме того, для повышения объективности оценки состояния нашей системы образования необходимо участие Республики в международных сравнительных исследованиях качества образования, в таких как TIMS, PISA и других.
Показатели |
Гимназия №X 26уч. |
Гимна зия №Y 54уч. |
Лицей №Z 38уч. |
Средняя школа №B 52уч. |
Средняя школа №C 50уч. |
Итого по всем типам школ 220уч. |
Итого по гимна зиям и лицеям 118уч. |
Итого по обще образова тельным средним школам 102уч. |
1. Общая учебная компетентность: | ||||||||
Высокий уровень |
0% |
0% |
10,4% |
0% |
0% |
2% |
3,4% |
0% |
Хороший уровень |
23% |
24,1% |
17,4% |
0% |
0% |
12% |
21,4% |
0% |
Удовлетворительный уровень |
57,6% |
61,1% |
47% |
9,6% |
58% |
46% |
55,2% |
33,8% |
Неудовлетворительный |
19,2% |
14,8% |
34,8% |
90,3% |
42% |
40% |
22,9% |
66,2% |
2. Грамотность в чтении: | ||||||||
Высокий уровень |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
Хороший уровень |
19,2% |
18,5% |
20,8% |
2% |
10% |
14% |
19,4% |
6% |
Удовлетворительный уровень |
57,6% |
59,3% |
54% |
21,1% |
54% |
49,2% |
56,9% |
37,5% |
Неудовлетворительный |
23% |
22,2% |
26% |
76,9% |
36% |
36,8% |
23,7% |
56,5% |
3. Математическая грамотность: | ||||||||
Высокий уровень |
19,2% |
34% |
10,4% |
0% |
0% |
12,7% |
21,2% |
0% |
Хороший уровень |
34,6% |
37,7% |
18,4% |
2% |
32% |
24,9% |
30,2% |
17,4% |
Удовлетворительный уровень |
38,4% |
22,6% |
55% |
44,2% |
50% |
42,8% |
38,8% |
47,1% |
Неудовлетворительный |
7,6% |
5,7% |
16% |
53% |
18% |
19,6% |
9,8% |
35,5% |
4. Естественно-научная грамотность: | ||||||||
Высокий уровень |
0% |
3,7% |
0% |
0% |
0% |
0,7% |
1,2% |
0% |
Хороший уровень |
26,9% |
33,3% |
12,6% |
0% |
0% |
13,1% |
22,3% |
0% |
Удовлетворительный уровень |
42,3% |
24,1% |
34% |
9,6% |
36% |
29,1% |
32,5% |
22,8% |
Неудовлетворительный |
30,7% |
38,9% |
62,4% |
90,3% |
64% |
57,1% |
44% |
77,2% |
Новое в образовании:
Богородская игрушка
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Кра ...
Урок – основная форма организации обучения в современной школе
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М.Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен ...
Педагогические программы дополнительного образования
Цели учреждений дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами учреждений дополнительного образования являются: обеспечени ...