Идентичность: общее понятие

Страница 3

Идентичность в словаре НЛП определяется так: “ Ваш Я-образ или Я-концепция. Кем вы себя считаете. Целостность вашего существа” Г. Бейтсон предполагает, что идентичность это сумма всего, что мы узнали о том, кто мы и что мы, соединенная с чувством “ я “ самой большой номинализацией”.

К противоположным выводам о случайности и безосновности человеческого бытия, лишенного ценностного смысла, приходит Р. Рорти. Он предлагает отказаться от поиска идентичности и исследовать скрытые “ квазиличности”, которые составляют Я. Идея целостного Я заменяется Рорти описанием более или менее случайных фрагментов индивидуальных жизней.

Иррационалистическая традиция в осмыслении проблемы самоидентичности развивается в западной и восточной мистике, брахманизме, буддизме, суфизме, в восточной традиции духовного наставничества - Дж. Кришмамурти, Д. Корнфилда, М. Миюки, Р. Д. Сасаки, Ч. Трунгпы, Г. Гурджиева, П. Успенского. Идентичность как вещь в себе, в-себе-бытие есть феномен, интегрирующий многие психические реальности и ускользающий от четкого означивания. “Путь ведет через вас самих за пределы вас самих ”(Шри Нисаргадата). Невозможно выразить в термине непосредственно-сиюминутную сложную эквивалентность состояния “ Я есть” и слияния в чувстве существования самого по себе.

Единство личности А.Адлером подразумевается в каждом человеке. Каждый индивид представляет собой одновременно единство личности и индивидуальный стиль выражения этого единства.” Главным показателем развития человека является активное поступательное движение его души” утверждает А. Адлер.

В психосинтезе утверждается, что “ как бы ни трактовалось отношение между индивидуальным “Я” и всеобщим “ Я” – как отношение тождества или сходства, различия или единства, - самое главное – ясно видеть (в теории и на практике) разницу между “Я” в его сущностной природе, которая была названа нашим “ Источником”, “ Центром”, “ глубинным Существом”, нашей “ Вершиной”, - и нашей повседневной личностью, нашим ограниченным “ я”, или эго, которое мы обычно сознаем”. Мы предполагаем, что согласно концепции Р. Ассаджиоли, идентичность можно трактовать как “ Я в его сущностной природе”.

В психосинтезе используют термины “ отождествление – разотождествление” Р. Ассаджиоли относит эти понятия к категориям самосознания.

Близкие нашим интересам представления мы обнаруживаем у К. Юнга, когда он обсуждает понятия “ индивидуации” и “ самости”. Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и обрести нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, - стать собственной самостью (курсив-Юнга). Разложение самости – это самоотказы в пользу внешней роли или воображаемого значения. “ Цель индивидуации, таким образом, - не что иное, как освобождение самости от лживых покровов персоны, с одной стороны, и от суггестивной власти бессознательных образов - с другой”.

Очень, похоже, Юнг говорит о самости как об идентичности. И то, что она распадается под персоной или суггестией. И то, что она выше Я., Таким образом, мы имеем возможность. В силу res fungibilis (вещи, заменимые одна на другую в силу их подобия) утверждать, что и Юнг К., и Ассоджиоли Р. в неявном виде обсуждали феномен идентичности.

М.В.Заковоротная определяет идентичность как

“ многомерный процесс в человеческом становлении, исследование которого совмещает социальные, психологические, культурологические, биологические аспекты. Идентичность-модель жизни, позволяющая разделить “ Я” и окружающий мир, определить соотношение внутреннего и внешнего для человека, конечного и бесконечного, адаптации и самозащиты, упорядочить, разнообразив целях самореализации и самоописания”.

В этом определении идентичность представлена через процессуальные и функциональные аспекты.

Большинство исследователей отмечают идентичность как результат некоего процесса (самопознания, отождествления, идентификации-отчуждения и т.п.) и подчеркивают ее экзистенциальный характер, наряду с функциональным. Л.М. Путилова замечает, что антропологические критерии индивидуальной идентичности, локализованные человеческим телом, продуцируют физические и ментальные процессы самосохранения, саморегуляции, самосознания и самопознания.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Формы организации обучения и их развитие в дидактике
Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в ра ...

Практические советы по безопасности для детей разного возраста
Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма слож ...

Основные закономерности развития мышления
Развивающее обучение в широком смысле слова означает совокупное формирование умственных, волевых и эмоциональных качеств личности, способствующих ее самообразованию, тесно связанному с совершенствованием процесса мышления: только самостоятельно осмысляя учебную или жизненную задачу, школьник выраба ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru