Идентичность: общее понятие

Страница 3

Идентичность в словаре НЛП определяется так: “ Ваш Я-образ или Я-концепция. Кем вы себя считаете. Целостность вашего существа” Г. Бейтсон предполагает, что идентичность это сумма всего, что мы узнали о том, кто мы и что мы, соединенная с чувством “ я “ самой большой номинализацией”.

К противоположным выводам о случайности и безосновности человеческого бытия, лишенного ценностного смысла, приходит Р. Рорти. Он предлагает отказаться от поиска идентичности и исследовать скрытые “ квазиличности”, которые составляют Я. Идея целостного Я заменяется Рорти описанием более или менее случайных фрагментов индивидуальных жизней.

Иррационалистическая традиция в осмыслении проблемы самоидентичности развивается в западной и восточной мистике, брахманизме, буддизме, суфизме, в восточной традиции духовного наставничества - Дж. Кришмамурти, Д. Корнфилда, М. Миюки, Р. Д. Сасаки, Ч. Трунгпы, Г. Гурджиева, П. Успенского. Идентичность как вещь в себе, в-себе-бытие есть феномен, интегрирующий многие психические реальности и ускользающий от четкого означивания. “Путь ведет через вас самих за пределы вас самих ”(Шри Нисаргадата). Невозможно выразить в термине непосредственно-сиюминутную сложную эквивалентность состояния “ Я есть” и слияния в чувстве существования самого по себе.

Единство личности А.Адлером подразумевается в каждом человеке. Каждый индивид представляет собой одновременно единство личности и индивидуальный стиль выражения этого единства.” Главным показателем развития человека является активное поступательное движение его души” утверждает А. Адлер.

В психосинтезе утверждается, что “ как бы ни трактовалось отношение между индивидуальным “Я” и всеобщим “ Я” – как отношение тождества или сходства, различия или единства, - самое главное – ясно видеть (в теории и на практике) разницу между “Я” в его сущностной природе, которая была названа нашим “ Источником”, “ Центром”, “ глубинным Существом”, нашей “ Вершиной”, - и нашей повседневной личностью, нашим ограниченным “ я”, или эго, которое мы обычно сознаем”. Мы предполагаем, что согласно концепции Р. Ассаджиоли, идентичность можно трактовать как “ Я в его сущностной природе”.

В психосинтезе используют термины “ отождествление – разотождествление” Р. Ассаджиоли относит эти понятия к категориям самосознания.

Близкие нашим интересам представления мы обнаруживаем у К. Юнга, когда он обсуждает понятия “ индивидуации” и “ самости”. Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и обрести нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, - стать собственной самостью (курсив-Юнга). Разложение самости – это самоотказы в пользу внешней роли или воображаемого значения. “ Цель индивидуации, таким образом, - не что иное, как освобождение самости от лживых покровов персоны, с одной стороны, и от суггестивной власти бессознательных образов - с другой”.

Очень, похоже, Юнг говорит о самости как об идентичности. И то, что она распадается под персоной или суггестией. И то, что она выше Я., Таким образом, мы имеем возможность. В силу res fungibilis (вещи, заменимые одна на другую в силу их подобия) утверждать, что и Юнг К., и Ассоджиоли Р. в неявном виде обсуждали феномен идентичности.

М.В.Заковоротная определяет идентичность как

“ многомерный процесс в человеческом становлении, исследование которого совмещает социальные, психологические, культурологические, биологические аспекты. Идентичность-модель жизни, позволяющая разделить “ Я” и окружающий мир, определить соотношение внутреннего и внешнего для человека, конечного и бесконечного, адаптации и самозащиты, упорядочить, разнообразив целях самореализации и самоописания”.

В этом определении идентичность представлена через процессуальные и функциональные аспекты.

Большинство исследователей отмечают идентичность как результат некоего процесса (самопознания, отождествления, идентификации-отчуждения и т.п.) и подчеркивают ее экзистенциальный характер, наряду с функциональным. Л.М. Путилова замечает, что антропологические критерии индивидуальной идентичности, локализованные человеческим телом, продуцируют физические и ментальные процессы самосохранения, саморегуляции, самосознания и самопознания.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Памятка для школьника по организации и планированию процессов изготовления изделий на занятиях в учебных мастерских
1. Определи, каким должно быть изделие, которое будешь изготавливать. Для этого внимательно изучи чертеж или образец изделия, а также технические требования на его изготовление. 2. Выбери материал для будущего изделия. Рассчитай размеры заготовки. Припуски на обработку должны быть минимальными, но ...

Виды, методы, приемы организации контроля знаний
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия ...

Значение общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения совершенствуют деятельность двигательного анализатора в целом, активизируют обмен веществ, тренируют сердечнососудистую систему и дыхательный аппарат. Огромен обучающий эффект общеразвивающих упражнений. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики и состав ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru