Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием. Так, при изучении некоторой темы по информатике: «Моделирование и формализация» используется задача из раздела по математике: «Смоделировать процесс движения тела, брошенного под углом к горизонту». Именно Общепредметная компетенция позволяет быстрее вывести ученика на более высокий уровень сформированности компетенции.
Для формирования коммуникативной компетентности особое внимание уделяется устной и письменной речи, как видам математической речи.
Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчётливому мышлению и чёткой, логически совершенной математической речи.
Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики.
Путём упорного настойчивого и, главное, повседневного труда учитель вырабатывает именно ту речь, которая будет воспринимаема учащимися как некоторый образец.
Качествами, определяющими устную математическую речь, должны служить:
а) полная ясность выражаемых ею мыслей;
б) научности (точное употребление терминов, точность формулировок, определений и предложений, логическая обоснованность рассуждений);
в) соблюдение правил этимологии синтаксиса, правильное употребление падежей, употребление союзов, сокращение предложений;
г) литературность (приближение к литературному стилю, живость и, образность изложения).
Всячески должны устраняться такие пороки как употребление паразитических слов.
Основным общим моментом воспитательной функции математического образования является приучение учеников к полноценности аргументации.
Изучая математику, школьник впервые в своей жизни встречает столь высокую требовательность к полноценности аргументации. Вначале она удивляет, отталкивает, пугает его, кажется ему излишней, сверхмерной, педантичной. Но постепенно, день за днем, он к ней привыкает. Хороший учитель много может сделать для того, чтобы этот процесс протекал и быстрее, и продуктивнее. Очень важным является формирование у учеников взаимной критики; когда один из них что-либо доказывает или решает какую-либо задачу перед всем классом, все остальные должны напряженно искать возможные возражения и немедленно их высказывать. Этот воспитывающий процесс имеет решающее значение для логической культуры мышления и коммуникативной компетентности у учащихся.
Также весьма эффективным средством для развития языка учащихся служит выработка у них правильной письменной речи. Однако исправление ошибок только тогда окажется эффективным для поднятия культуры письменной речи учащихся, когда учитель будет систематически суммировать все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных работах, и делать их объектом активного обсуждения в классе .
К недочётам письменных работ относятся не только математические ошибки, но и все стилистические, орфографические, и пунктуационные недостатки их письменной речи. Особенно большое значение имеет составление учащимися объяснений к решению текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны грамотным и связным языком, а не в виде отрывочных, сокращённых предложений весьма непонятно и не точно выражающих мысль.
Основные ошибки, встречаемые в письменной речи.
Неправильное употребление и искажение терминов;
Стилистические ошибки и недочёты.
В данной главе шла речь о компетентностном подходе к образованию. Были разведены понятия компетенция, компетентность. Так же рассматривалась коммуникативная компетентность – как одна из ключевых компетентностей. Было установлено, что для формирования коммуникативной компетентности у учащихся необходимо развивать коммуникативные способности и формировать коммуникативные умения. Так же было выявлено, что одним из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности является речь. Далее рассматривается математическая речь и уровни сформированности коммуникативных действий в ее видах: устной речи и письменной.
Новое в образовании:
Содержание двигательного режима в группе детей с задержкой психического
развития
Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др. С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличе ...
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем ...
Роль двигательной активности в развитии детей дошкольного возраста
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Двигательная активность включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности ...