Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности

Педагогика и воспитание » Диагностика сформированности коммуникативной компетентности учащихся при обучении математике » Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности

Страница 3

Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием. Так, при изучении некоторой темы по информатике: «Моделирование и формализация» используется задача из раздела по математике: «Смоделировать процесс движения тела, брошенного под углом к горизонту». Именно Общепредметная компетенция позволяет быстрее вывести ученика на более высокий уровень сформированности компетенции.

Для формирования коммуникативной компетентности особое внимание уделяется устной и письменной речи, как видам математической речи.

Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчётливому мышлению и чёткой, логически совершенной математической речи.

Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики.

Путём упорного настойчивого и, главное, повседневного труда учитель вырабатывает именно ту речь, которая будет воспринимаема учащимися как некоторый образец.

Качествами, определяющими устную математическую речь, должны служить:

а) полная ясность выражаемых ею мыслей;

б) научности (точное употребление терминов, точность формулировок, определений и предложений, логическая обоснованность рассуждений);

в) соблюдение правил этимологии синтаксиса, правильное употребление падежей, употребление союзов, сокращение предложений;

г) литературность (приближение к литературному стилю, живость и, образность изложения).

Всячески должны устраняться такие пороки как употребление паразитических слов.

Основным общим моментом воспитательной функции математического образования является приучение учеников к полноценности аргументации.

Изучая математику, школьник впервые в своей жизни встречает столь высокую требовательность к полноценности аргументации. Вначале она удивляет, отталкивает, пугает его, кажется ему излишней, сверхмерной, педантичной. Но постепенно, день за днем, он к ней привыкает. Хороший учитель много может сделать для того, чтобы этот процесс протекал и быстрее, и продуктивнее. Очень важным является формирование у учеников взаимной критики; когда один из них что-либо доказывает или решает какую-либо задачу перед всем классом, все остальные должны напряженно искать возможные возражения и немедленно их высказывать. Этот воспитывающий процесс имеет решающее значение для логической культуры мышления и коммуникативной компетентности у учащихся.

Также весьма эффективным средством для развития языка учащихся служит выработка у них правильной письменной речи. Однако исправление ошибок только тогда окажется эффективным для поднятия культуры письменной речи учащихся, когда учитель будет систематически суммировать все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных работах, и делать их объектом активного обсуждения в классе .

К недочётам письменных работ относятся не только математические ошибки, но и все стилистические, орфографические, и пунктуационные недостатки их письменной речи. Особенно большое значение имеет составление учащимися объяснений к решению текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны грамотным и связным языком, а не в виде отрывочных, сокращённых предложений весьма непонятно и не точно выражающих мысль.

Основные ошибки, встречаемые в письменной речи.

Неправильное употребление и искажение терминов;

Стилистические ошибки и недочёты.

В данной главе шла речь о компетентностном подходе к образованию. Были разведены понятия компетенция, компетентность. Так же рассматривалась коммуникативная компетентность – как одна из ключевых компетентностей. Было установлено, что для формирования коммуникативной компетентности у учащихся необходимо развивать коммуникативные способности и формировать коммуникативные умения. Так же было выявлено, что одним из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности является речь. Далее рассматривается математическая речь и уровни сформированности коммуникативных действий в ее видах: устной речи и письменной.

Страницы: 1 2 3 

Новое в образовании:

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся учреждений профессионального образования
Основные результаты профессионально-личностного развития выпускника учреждения профессионального образования определяются знаниями, умениями и социальной активностью личности обучающегося (студента), которые должны быть переданы ему в процессе обучения, что достигается не только за счет освоения ба ...

Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины
Значение категории пола для понимания психологических особенностей индивида и специфики его жизненного пути доказано многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями. Однако в советской психологии проблематика пола представлена настолько слабо, что это дало основание И. С. Кону на ...

Логические задачи как средство формирования логических операций с высказываниями
Теоретическое исследование о важности широкого внедрения в школьный урок математики логических задач дополним описанием соответствующих методических установок. Ниже рассмотрим методику использования на уроках математики в начальной школе специального типа логических задач, связанных с внедрением в ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru