Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Страница 5

В содержание дополнительного образования художественно-эстетической направленности включаются традиции, культура, знания о духовных и материальных ценностях, созданных многими поколениями. Глубоко изучаются философское осмысление родным народом проблем бытия, его взгляды на природу, эстетику, человека, смысл и назначение жизни. Этнокультурное содержание образования включает в себя изучение родного языка и литературы, истории народа, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыкального, изобразительного искусства, домоводства, народных промыслов. Важно систематическое изучение фольклора, концентрирующего в себе пережитый этносом исторический опыт и выражающего устойчивые представления об эстетических ценностях этноса. Новое содержание дополнительного образования эволюционно интегрируется в традиционные образовательные программы, которые модифицируются и совершенствуются. Такой подход предполагает создание образовательной системы, при которой средством образования является этнокультурная коннотация, а содержание образования выводит личность на высокий уровень эстетической воспитанности через этническое, российское и мировое культурное пространство. Этим обеспечивается культурообразующий характер и приросообразность учебно-воспитательного процесса, что способствует повышению эффективности воспитания эстетической культуры школьников.

В этнокультурный компонент содержания учебно-воспитательного процесса входит всё богатство этнокультуры, система жизнеобеспечения, традиции, стереотипы поведения, духовные цели и ценности, наполненные новым современным содержанием, обеспечивающим примирение традиционных ценностей с универсальными, стандартизованными ценностями, привнесёнными современными технологиями. Личностный опыт – особый вид содержания образования. Образование представляет собой сферу «передачи» различных видов опыта: ориентировочного (знания), деятельностного (умения), творческого, этнокультурного. Все эти виды опыта, аккумулированные в культуре, в конечном счете, становятся опытом воспитанника. Личностный опыт – опыт специфической деятельности (метадеятельности) человека по созданию своей личностной среды, личностной самоорганизации, того, что в повседневности обычно называют внутренним миром человека. Это элемент человеческой культуры – культуры осмысливания своих переживаний и в целом жизненного пути, управления своими чувствами, намерениями, построения программ жизнедеятельности, преодоления жизненных коллизий, связанных, как правило, с взаимоотношениями с другими личностями. Содержание образования не задаётся полностью извне, за исключением его общестандартной части, а создаётся с ориентацией на индивидуально-личностный потенциал, стиль мышления, профиль подготовки (В.В. Сериков).

Исследование педагогических основ формирования эстетической культуры школьников показывает, что уникальный культурно-педагогический потенциал содержится в этнокультурных традициях, на которых основывается этнокультурная коннотация (добавочное значение, окраска, окрашенность, дополнительное содержание слова) образования. А.Б. Панькин, рассматривает этнокультурно коннотированное образование как систему, обеспечивающую сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса, оптимизированную сквозными этнолингвокультурологическими темами, присутствующими во всех структурных компонентах системы. Этнокультурная коннотация ориентируется на развитие ребёнка как личности, восходящей к высокому уровню воспитанности (в том числе и эстетической) через родную этническую культуру, общероссийскую и мировую, обеспечивает развитие способности к эстетическому восприятию культуры и искусства, традиций и обычаев других народов. Все это, на наш взгляд, не может не сказываться положительно на воспитании эстетической культуры школьников, потому что вышеперечисленные качества личности тоже относятся к духовной сфере, как и эстетическая культура, и так же являются показателями высокоразвитой личности. Принцип этнокультурной коннотации заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной темы культуры этноса, как сквозных этнокультурологических тем, присутствующих во всех структурных компонентах системы непрерывного образования, через их систематическое использование в повседневной педагогической практике, как системы мер, обеспечивающей формирование соответствующей этнической картины мира, способствующей воспитанию многих качеств духовной сферы личности, в том числе эстетической культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новое в образовании:

Режим дня ребёнка
После года у ребенка возрастает потребность в более продолжительном бодрствовании, но какое-то время ему подходит режим 9-12 месячного ребенка. Ночью он спит 10-11 часов, днем 2 раза по 1,5-2 часа, ест 4-5 раз через 3,5-4 часа, в основном после сна. С возрастом ребенку уже не хочется есть сразу пос ...

Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования
Содержание учебных предметов и способы их развертывания определяют тип сознания и мышления ребенка. Поэтому построение учебных предметов имеет не узкое, дидактико-методическое, а более общее значение, с точки зрения особенностей психического развития ребенка. Мышление представляет собой процессы по ...

Понятие в психолого-педагогической, философской, учебно-методической литературе
В педагогической, психологической, методической литературе указано, что мышление лежит в основе познания. Одна из характерных особенностей детского мышления – его наглядность, чувственно-практическая направленность. В процессе отражения окружающей действительности различают познание чувственное и л ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru