Дополнительное образование художественно-эстетической направленности осуществляется посредством дополнительных образовательных программ (типовых, модифицированных/адаптированных, авторских) по различным профилям художественно-эстетического цикла (музыкально-инструментальное, вокально-хоровое, декоративно-прикладное, художественно-изобразительное, литературно-творческое, театрально-драматическое, фольклорное, хореографическое и др.)
Эстетическое воспитание и художественно-эстетическое образование тесно связаны с эстетикой (греч. «эстезис» - ощущение, чувственное восприятие), наукой о красоте. Эстетика изучает прекрасное и его роль в жизни человека. Эта наука больше, чем любая другая, адресована душе человека. Эстетика входит во все сферы деятельности человека, формируя в нем способность к восприятию красоты. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении, в искусстве. Все это способствует воспитанию эстетической культуры человека.
По мнению В.А. Разумного, эстетическая культура – это система эстетических потребностей личности и относится к сфере духовной жизни человека. По определению М.А. Верба, эстетическая культура человека – особое свойство высокоразвитой личности, позволяющее ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании. Взаимосвязь эстетической культуры с общей культурой и другими сторонами духовного, физического облика индивида носит особый характер. Сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию и творчеству. Эстетическая культура является важнейшей составляющей духовного облика личности, от ее наличия и степени развития зависит интеллигентность человека, творческая направленность его устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
Невозможно воспитывать эстетическую культуру человека, а особенно ребенка, вне связи с воспитанием и развитием его общей культуры. Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Содержание образования в многонациональном Российском государстве обеспечивает личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создает условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщает к ценностям мировой культуры. На наш взгляд, такой подход способен значительно «обогатить» и «усилить» процесс воспитания эстетической культуры современных школьников, которые, как нам кажется, несколько «оторваны» от своих «корней» и потому испытывают затруднения в восприятии эстетических объектов и явлений, в формировании собственных эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений.
Приобщая школьников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования (в т. ч. учреждения дополнительного образования детей) призваны подготовить эстетически воспитанных молодых людей, представителей различных этносов, к общественно значимой совместной деятельности, к жизни в мультикультурной среде в условиях многонационального государства. На современном этапе региональные системы образования обеспечивают эстетическую воспитанность своих выпускников, способствующую их готовности к жизни в условиях федерального государства и современной цивилизации, путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре. Одним из направлений этой работы, на наш взгляд, является этнокультурная коннотация дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.
Исходные положения и основные идеи этнокультурной коннотации дополнительного художественно-эстетического образования могут быть определены следующим образом: создание условий для реального осуществления учебно-воспитательного процесса на двух языках (родном и русском); формирование художественно-творческих способностей и нравственно-эстетических качеств детей с учётом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа; освоение этнической культуры, её обогащение культурой народов совместного проживания, приобщение к общечеловеческим ценностям; обучение по принципу – «от близкого к далёкому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний»; приобщение к эстетически значимым предметам с учётом традиционных основ жизнедеятельности этноса; вариативность в зависимости от местных особенностей, возможностей и потребностей учащихся и их родителей (по А.Б. Панькину).
Новое в образовании:
Развитие речевого аппарата
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь. Если для годовалого ребенка слова взросл ...
Упражнения эффективного формирования читательских
умений при работе над языком устно-поэтических произведений
На уроках литературного чтения формируются навыки осознанного чтения и умение самостоятельной работы с текстом с помощью действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность) по системе М.И. Омороковой. Основные типы упражнений при работе над осмысленностью: ...
Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического
развития
Известно, что имя существительное имеет значение предметности и грамматически выражается в категориях рода, числа и падежа. Многие исследования свидетельствуют о том, что существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. Первоначально они всегда употребляются в неизмененном виде, в фор ...