Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Страница 4

Дополнительное образование художественно-эстетической направленности осуществляется посредством дополнительных образовательных программ (типовых, модифицированных/адаптированных, авторских) по различным профилям художественно-эстетического цикла (музыкально-инструментальное, вокально-хоровое, декоративно-прикладное, художественно-изобразительное, литературно-творческое, театрально-драматическое, фольклорное, хореографическое и др.)

Эстетическое воспитание и художественно-эстетическое образование тесно связаны с эстетикой (греч. «эстезис» - ощущение, чувственное восприятие), наукой о красоте. Эстетика изучает прекрасное и его роль в жизни человека. Эта наука больше, чем любая другая, адресована душе человека. Эстетика входит во все сферы деятельности человека, формируя в нем способность к восприятию красоты. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении, в искусстве. Все это способствует воспитанию эстетической культуры человека.

По мнению В.А. Разумного, эстетическая культура – это система эстетических потребностей личности и относится к сфере духовной жизни человека. По определению М.А. Верба, эстетическая культура человека – особое свойство высокоразвитой личности, позволяющее ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании. Взаимосвязь эстетической культуры с общей культурой и другими сторонами духовного, физического облика индивида носит особый характер. Сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию и творчеству. Эстетическая культура является важнейшей составляющей духовного облика личности, от ее наличия и степени развития зависит интеллигентность человека, творческая направленность его устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Невозможно воспитывать эстетическую культуру человека, а особенно ребенка, вне связи с воспитанием и развитием его общей культуры. Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Содержание образования в многонациональном Российском государстве обеспечивает личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создает условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщает к ценностям мировой культуры. На наш взгляд, такой подход способен значительно «обогатить» и «усилить» процесс воспитания эстетической культуры современных школьников, которые, как нам кажется, несколько «оторваны» от своих «корней» и потому испытывают затруднения в восприятии эстетических объектов и явлений, в формировании собственных эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений.

Приобщая школьников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования (в т. ч. учреждения дополнительного образования детей) призваны подготовить эстетически воспитанных молодых людей, представителей различных этносов, к общественно значимой совместной деятельности, к жизни в мультикультурной среде в условиях многонационального государства. На современном этапе региональные системы образования обеспечивают эстетическую воспитанность своих выпускников, способствующую их готовности к жизни в условиях федерального государства и современной цивилизации, путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре. Одним из направлений этой работы, на наш взгляд, является этнокультурная коннотация дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.

Исходные положения и основные идеи этнокультурной коннотации дополнительного художественно-эстетического образования могут быть определены следующим образом: создание условий для реального осуществления учебно-воспитательного процесса на двух языках (родном и русском); формирование художественно-творческих способностей и нравственно-эстетических качеств детей с учётом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа; освоение этнической культуры, её обогащение культурой народов совместного проживания, приобщение к общечеловеческим ценностям; обучение по принципу – «от близкого к далёкому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний»; приобщение к эстетически значимым предметам с учётом традиционных основ жизнедеятельности этноса; вариативность в зависимости от местных особенностей, возможностей и потребностей учащихся и их родителей (по А.Б. Панькину).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...

Виды, методы, приемы организации контроля знаний
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия ...

Методика изучения прямой и обратной пропорциональной зависимости
Введение понятий прямой и обратной пропорциональной зависимости является важным шагом на пути к введению понятия функциональной зависимости и в дальнейшем к изучению линейной и обратной функций. Используя на практике индуктивный подход и знания о пропорции, полученные учениками, преподаватель на не ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru