Актуальность проблемы воспитания эстетической культуры школьников обусловлена изменившимися социальными и политическими условиями существования и развития человека. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что главная беда образования во всем мире – это «обнищание души при обогащении ее информацией». Прагматизация всех сторон жизни ведет к духовному оскудению жизни общества и человека. Это стало причиной изменения целевых приоритетов образования и перехода от технократической образовательной парадигмы к гуманитарной. Цель образования в сегодняшнем представлении – развитие личности, предполагающее создание условий для воспитания культуры человека, формирования структуры его ценностных ориентаций. Вместе с тем, современное образование все еще остается ориентированным на формирование и развитие практических компонентов интеллекта личности. Культурный потенциал ребенка остается при этом мало востребованным.
В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка. В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной и для учреждений дополнительного образования детей, которые, благодаря вариативности и пластичности, способны наилучшим образом осуществлять воспитание эстетической культуры школьников. Одним из наиболее популярных и востребованных направлений в дополнительном образовании детей является художественно-эстетическое, следовательно, именно оно должно играть главную роль в решении проблем воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования.
Опыт человечества показывает, что огромный потенциал для успешного воспитания эстетической культуры растущего человека содержится в этнокультурных традициях. В этой связи одним из наиболее эффективных средств воспитания эстетической культуры детей и подростков представляется этнокультурная коннотация образования, способствующая тому, чтобы процесс воспитания носил культурообразующий характер и строился природосообразно, с учетом кросс-культурного, этнокультурного и мультикультурного подходов. Принцип этнокультурной коннотации заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной культурной темы этноса. Этнокультурная коннотация предполагает ориентацию на развитие ребенка как личности, восходящей от родной культуры к мировой, обеспечивая не только эмоциональное развитие чувства ответственности за сохранение и развитие этнокультурной традиции, но и формирование эстетической культуры.
Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывались уже философами античности: Аристотелем, Демокритом, Платоном, Пифагором, Сократом и др. Во второй половине XIX в. К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и др. определили эстетическое воспитание как источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчеркивая, что в каждом учебном предмете содержатся возможности эстетического воспитания.
Положения эстетического воспитания во внеклассной воспитательной работе впервые были раскрыты в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. В последние десятилетия XX в. О.А. Апраксина, С.Г. Батырева, В.И. Волынкин, И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, М.Д. Таборидзе и др. разработали проблемы эстетического воспитания, результатом чего стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания, его связь с творческой деятельностью. Разрабатываются различные аспекты проблемы формирования эстетической культуры школьников, что нашло отражение в работах М.А. Верба, Г.С. Лабковской, Е.И. Левит, Л.Г. Новиковой и др.
Первичное обобщение опыта народного воспитания было предпринято в трудах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. На сегодняшний день интенсивно разрабатываются проблемы этнопедагогических аспектов современного эстетического воспитания Г.Н. Волковым, С.А. Кикеевой, О.Д. Мукаевой, В.А. Николаевым, Г.В. Палаткиной и др. Вопросы использования этнокультурного компонента в структуре содержания образования получили освещение в работах И.Ф. Гончарова, Б.Б. Дякиевой, Н.Н. Ильина и др. В региональные системы образования внедряются идеи и концепции этнокультурной коннотации, разрабатываемые А.Б. Панькиным, Т.Н. Петровой, Е.Н. Ненькиной, Э.К. Нюденовой и др.
Освещение различных аспектов воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей средствами этнокультурного художественно-эстетического образования можно найти в работах А.К. Бруднова, Л.К. Буйловой, М.А. Верба, Г.Н. Волкова, М.Б. Коваль, Э.И. Медведь, Л.И. Новиковой и др. Вместе с тем, эта проблема в педагогической науке отражена недостаточно полно. Исследования, в большей части, касаются данной проблемы лишь отдельными моментами и не дают целостного научного обоснования и выводов по ней.
Таким образом, в педагогической теории и практике наметились противоречия между социальным заказом общества на использование потенциала дополнительного образования художественно-эстетической направленности в целях воспитания эстетической культуры школьников и недостаточной научной разработанностью его сущности; объективной потребностью в совершенствовании процесса воспитания эстетической культуры школьников и неразработанностью параметров ее измерения (уровней, критериев и показателей) в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности; необходимостью реального использования направлений, форм и методов этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности, в целях воспитания эстетической культуры школьников, и отсутствием их научного обоснования; актуальной потребностью в этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности с целью оптимизации процесса воспитания эстетической культуры школьников и неразработанностью концептуально-методологического и программно-методического обеспечения данного процесса.
Настоящие противоречия определили проблему – научное обоснование процесса воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности на основе принципа этнокультурной коннотации.
Для решения обозначенной проблемы сложились определенные теоретические предпосылки. Так, М.А. Верб рассматривает воспитание эстетической культуры школьника с учетом всего многообразия факторов, влияющих на него. Е.И. Левит выделяет обобщенную структурную модель эстетической культуры личности, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов. Роль национальных традиций подчеркивает Н.М. Борытко, утверждая, что многие нюансы в воспитании детей и подростков определяются исторически сложившимися у различных этнических групп воспитательными традициями, установками и стереотипами. Р.В. Смирнова отмечает, что эстетическое воспитание должно базироваться на этнокультурном материале, включающем основные средства народной педагогики (фольклор, быт, традиции, искусство, религия и др.). В работах А.В. Золотаревой подчеркивается роль дополнительного образования детей в модернизации целей общего образования, в особенности - целей воспитания. А.Б. Панькин считает, что важным фактором овладения этнокультурным опытом, с целью воспитания важнейших качеств личности ребенка (в том числе эстетической культуры), наряду со школьным обучением и внеклассной работой, является система дополнительного образования.
Одновременно с теоретическими предпосылками сформировались и практические предпосылки. К ним можно отнести принятие Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, как ответ системы образования на социальный заказ общества, поставившего вопрос о повышении эффективности дополнительного образования детей в плане эстетического воспитания, а также разработку проекта регионального Закона о дополнительном образовании детей в Республике Калмыкия, нацеленного на повышение качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.
Таким образом, есть все основания утверждать, что опыт развития эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей свидетельствует об актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей построения процесса воспитания эстетической культуры личности в учреждении дополнительного образования детей.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость, с одной стороны, и недостаточная разработанность, с другой, определили выбор темы нашего диссертационного исследования: «Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности».
Объект исследования – художественно-эстетическая направленность системы дополнительного образования детей.
Предмет исследования - воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Цель исследования – разработать систему воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности на основе принципа этнокультурной коннотации.
Гипотеза исследования: воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности будет эффективным, если:
1. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности будет основано на принципе этнокультурной коннотации и станет рассматриваться как социальное явление, сложный многоуровневый процесс и специально организованная художественно-эстетическая деятельность.
2. Уточненные на основе характера эстетической (преобразующей) деятельности уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности будут выступать параметрами измерения эстетической культуры, при этом показателем высокого уровня будет целостная продуктивность (умение эстетически преобразовывать окружающую действительность), среднего – относительная целостность (поступки не всегда определяются эстетическими ценностями), а низкого уровня - инертность (эстетически нивелированное поведение).
3. Выявленные на основе этнических констант центральной культурной темы этноса направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности будут ориентированы на воспитание эстетической культуры школьников.
4. Система воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности будет ориентирована на формирование основных этнических констант центральной культурной темы этноса, посредством актуализации этнокультурных традиций, и будет реализована через программу воспитания эстетической культуры школьников.
Задачи исследования:
1. Определить и конкретизировать сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
2. Уточнить уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
3. Определить направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности, эффективно способствующие воспитанию эстетической культуры школьников.
4. Разработать и апробировать программу воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: на философском уровне - идеи воспитания эстетической культуры как средства развития личности (Б.Т. Лихачев, П.П. Блонский, М.А. Верб и др.) концепции развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); на общенаучном уровне - системно-целостный подход, позволяющий изучать социальные процессы во взаимосвязи его компонентов (Г.М. Борликов, В.С. Ильин, И.Я. Лернер и др.), положения психологических теорий развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); на конкретно-научном уровне - методологические принципы педагогического исследования (А.Д. Ботвинников, В.И. Загвязинский, Г.И. Саранцев, М.Н. Скаткин и др.), общепедагогические положения и теории воспитательных систем (Н.М. Борытко, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.), общетеоретические идеи народного воспитания (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий и др.), теоретические основы этнопедагогики (Г.Н. Волков, К.Ж. Кожахметова, О.Д. Мукаева, В.А. Николаев, Г.В. Палаткина и др.), теоретические основы эстетического воспитания школьников (Б.Т. Лихачев, О.А. Апраксина, П.П. Блонский, Н.А. Ветлугина, В.И. Волынкин, И.Ф. Гончаров, О.В. Дивненко. Д.Б. Кабалевский, С.А. Кикеева, И.А. Тисленкова и др.); на технологическом уровне - концепции развития дополнительного образования детей (В.А. Березина, А.К. Бруднов, Л.И. Виноградова, О.С. Газман, Г.И. Гузева, М.Б. Коваль, Е.Е. Чепурных, А.И. Шетинская и др.), методологические принципы педагогического программирования в дополнительном образовании (Л.Н. Буйлова, М.Р. Катунова, Н.Ф. Радионова и др.), концептуальные основы этнокультурно коннотированного образования (А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, Е.Н. Ненькина, Э.К. Нюденова и др.).
В соответствии с целью, задачами и методологией использовались следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и интерпретация научных данных, системный анализ образовательного процесса в учреждении дополнительного образования); эмпирические (наблюдение, беседа, обобщение собственного педагогического опыта, анализ продуктов творческой деятельности детей, анкетирование, методики определения уровня эстетической воспитанности школьников).
Базой исследования явилось учреждение дополнительного образования детей – Дворец детского творчества г. Элиста Республики Калмыкия.
Основные этапы исследования:
1. (1998-2000 г.г.) – начальный (аналитико-поисковый): изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, накопление эмпирического материала; определение задач, уточнение гипотезы и методов исследования;
2. (2001-2006 г.г.) – базовый (опытно-экспериментальный): разработка организационных, теоретических и методических основ исследуемой проблемы; уточнение цели исследования и положений, выносимых на защиту; разработка и реализация программы исследования; апробация авторской образовательной программы; опытно-экспериментальная проверка выдвинутых положений;
3. (2007-2009 г.г.) – завершающий (обобщающий): систематизация и обобщение полученных результатов, формулировка, научное обоснование выводов исследования, оформление диссертационного исследования.
Достоверность полученных результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; теоретической разработкой и проверкой в практике основных положений; разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью; разработкой и практической реализацией соискателем авторской программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.
Научная новизна результатов исследования. Конкретизирована сущность воспитания эстетической культуры школьника в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, с учетом принципа этнокультурной коннотации; уточнены уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников на основе характера эстетической (преобразующей) деятельности; определены направления, формы и методы дополнительного образования художественно-эстетической направленности, способствующие воспитанию эстетической культуры школьников через сохранение и развитие основных этнических констант центральной культурной темы этноса; впервые разработана программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, основанная на использовании сквозных этнолингвокультурологических тем и учебных концентров.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом в развитие концепций дополнительного образования детей этнокультурно коннотированного образования через применение принципа этнокультурной коннотации в определении сущности воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, выявлении направлений, форм и методов дополнительного образования художественно-эстетической направленности, ориентированных на воспитание эстетической культуры школьников через «погружение» в этнокультуру.
Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью широкого использования в практике системы дополнительного образования детей разработанных и апробированных уровней, критериев, показателей и программы воспитания эстетической культуры школьников, сквозных этнолингвокультурологических тем и учебных концентров для образовательных программ художественно-эстетической направленности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности понимается как социальное явление, многоуровневый процесс и организованная на основе принципа этнокультурной коннотации художественно-эстетическая деятельность, направленная на формирование у детей (через «погружение» в этнокультуру) способности к эстетическому преобразованию окружающей действительности.
2. Уровнями эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности являются: инертный (эстетически нивелированное поведение); относительно-целостный (поступки не всегда определяются эстетическими ценностями); целостно-продуктивный (выраженная эстетическая мотивация поступков и деятельности). Критерии: когнитивный, аксиологический и креативный. Показатели: широта эстетического этнокультурного кругозора; качество эстетических предпочтений и ценностных ориентаций; устойчивость проявления художественно-творческих способностей.
3. Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности ориентированы на воспитание эстетической культуры школьников через сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса. Направления: национальное изобразительное и декоративно-прикладное творчество, народная хореография, народное инструментальное музицирование, этнокультурное литературное и театральное творчество, народное пение, культуроведение, фольклор, «джангароведение». Кружково-студийные формы: ансамбль народного танца и песни, ансамбль народных инструментов, литературно-творческая студия, «Мастерская художественных ремесел», студия «Народный костюм», вокально-хоровая студия, театральная студия, домбровый оркестр, художественные студии, фольклорно-этнографическое объединение. Массовые формы: праздники, конкурсы, фестивали, выставки, форумы, концерты, смотры, олимпиады, ярмарки, аукционы, творческие и фольклорные экспедиции, национальные традиции и обряды, «джангариады». Методы: сравнительно-сопоставительный анализ калмыцкого, русского и иноэтнического устного народного творчества (эпосы, народные сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.), метод «дидактического концентризма», «сквозные этнолингвокультурологические темы», метод педагогической поддержки.
4. Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного художественно-эстетического образования включает: цель, компоненты, этапы реализации и ресурсное обеспечение. Цель - оптимизация процесса эстетического воспитания школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности на основе принципа этнокультурной коннотации. Компоненты: подпрограмма по этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (с учетом основных этнических констант, возможностей и потребностей конкретного контингента воспитанников и пожеланий их родителей); этнокультурно ориентированные программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, включающие в себя: общероссийский учебный материал; этнокультурный материал сопоставительного характера; сквозные этнолингвокультурологические темы и учебные концентры, проходящие через все ступени обучения и относящиеся к какой-либо из этнических констант центральной культурной темы этноса; дополнительную этнокультурную информацию. Этапы реализации программы: концептуально-прогностический, внедренческий, обобщающий. Ресурсное обеспечение: кадровое, финансовое обеспечение, программно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение.
Апробация результатов исследования осуществлялась на IV Всероссийском конкурсе авторских программ дополнительного образования детей (Москва, 2000 г.); XXV психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на-Дону, 2006 г.); Всероссийской научно-практической заочной конференции «Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов» (Ярославль, 2000 г.); Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования, Южный окружной этап (Ростов-на-Дону, 2008 г.); I республиканском конкурсе педагогов дополнительного образования Калмыкии «Сердце отдаю детям» (Элиста, 2000 г.); заседаниях лаборатории этнопедагогических инноваций, кафедры педагогики и психологии Калмыцкого государственного университета (Элиста, 2005-2009 г.г.), курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования в КРИПКРО (Элиста, 1999-2009 г.г.). Основное содержание диссертации отражено в 7 публикациях, в том числе в 2 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК.
Внедрение представленных в исследовании результатов осуществлялось в практической деятельности соискателя в качестве заместителя директора по научно-методической работе и педагога дополнительного образования литературно-творческой студии «Проба пера» Дворца детского творчества г. Элиста Республики Калмыкия с 2000 г. по 2009 г., а также в работе Н.В. Аккай, педагога дополнительного образования литературно-творческого объединения «Пегас» Калмыцкого технолого-экономического колледжа.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (201 наименование) и приложения.
В первой главе определена сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, дан историко-педагогический анализ развития эстетического воспитания школьников, представлены и содержательно описаны уточненные уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников.
Во второй главе, на основе выделенных этнических констант, определены и проанализированы направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности, способствующие воспитанию эстетической культуры школьников, представлен процесс разработки и реализации программы воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей. На примере Дворца детского творчества г. Элиста Республики Калмыкия показана целесообразность этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности в целях повышения эффективности воспитания эстетической культуры школьников.
Новое в образовании:
Этапы процесса исправления осужденных
Основными этапами процесса исправления пенитенциарных учреждениях являются: 1. Подготовительный этап. При поступлении к месту отбывания наказания на основе полученных документов осужденного и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как лично ...
Понятие однородности в аспекте членов предложения
В лингвистической литературе дается различные определения однородным членам предложения. Е.М. Галкина-Федорук называет однородными членами предложения - синтаксически одинаковые члены, связанные друг с другом сочинительной связью. Подобное определение мы встречаем у Э.И. Борисоглебской (1990: 339). ...
Современные подходы к развитию теоретического мышления у младших школьников
в процессе учебной и внеучебной деятельности
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребенком из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами (явлениями), объяснять их, т.е. мыслить отвлеченно. Ученые изучали вопрос об ...