Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Страница 6

Принцип этнокультурной коннотации образования реализуется через непрерывный процесс передачи из поколения в поколение духовных ценностей, этнокультурных традиций и особенностей, отражающих различные стороны культуры жизнеобеспечения, являющихся проявлением этнокультурной памяти. Этнокультурная коннотация адекватно раскрывает и подчеркивает особенность образовательной системы как социального феномена, как системы мер по формированию соответствующей этнической картины мира. В основе этнокультурной коннотации идея первичности этнокультурных традиций для полноценного развития человека, - необходимость включения в сферу образования не только родного языка, но и искусства, народного творчества, этнического восприятия мира с детства и на всю жизнь. В условиях этнокультурной коннотации образование строится как деятельность, этнокультурно детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам ее осуществления. Учебный процесс организуется на основе дидактического концентризма, обеспечивающего организацию этнолингвокультурологического поля как «сквозной этнокультурологической темы», – однотемного по содержанию учебного материала, относящегося к какой-либо из этнических констант, который систематически присутствует в учебном процессе, исполняет организующую функцию, обладает высокой этнолингвокультурологической ценностью и соотносится с уровнем владения языком. Главная цель этнокультурно коннотированого образования – «не только обучение, но и нравственно-эстетическое развитие, становление личности растущего человека как носителя и творческого продолжателя этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства, способного самоопределяться в мировой цивилизации, сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса». А.Б. Панькин считает, что важным фактором овладения этнокультурным опытом, с целью воспитания важнейших качеств личности ребенка (в том числе эстетической культуры), наряду со школьным обучением и внеклассной работой является система дополнительного образования. В этом плане особая роль отводится художественно-эстетическому образованию, осуществляемому в учреждениях дополнительного образования детей. Именно здесь создаются благоприятные условия для формирования творческой личности ребенка, воспитания его эстетической культуры с помощью актуализации этнокультурных традиций.

Реализация этнокультурной составляющей содержания образования, представляет три компонента, предполагающих сочетание знаний, переживаний и отношений. В компонент «знание» входят собственно фактический материал, подлежащий усвоению, методологическое и оценочное знание. Компонент «переживание» основан на реализации задач рефлексивного уровня в учебном процессе при усвоении материала. В компонент «отношения» входят освоение процедур творческой деятельности обучающегося и осознание ценностных отношений в системе «Я – Мир».

Включение мемориальных ценностей в современное содержание образования – существенный фактор, обеспечивающий преемственность и непрерывность этнокультурного развития. Нельзя чувствовать себя носителем той или иной этнокультурной традиции, не усвоив истории происхождения своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях человека с природой, окружающим миром. Историко-этнологические знания дают возможность глубже понять истоки этноса, его культуры и формируют основу этнического самосознания, способствуют сохранению его духовно-нравственных ценностей. Культурно-исторические традиции, их диалектическое единство с всеобщей человеческой культурой должны стать источником формирования содержания образования, всей учебно-воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования детей. История культуры, художественные ценности произведений искусства – живописи, архитектуры, музыки, литературы, начиная от народных сказаний, мифов, легенд до высоких образцов прозы и поэзии, – являются богатейшим источником гуманизма, развития нравственных и эстетических ценностей в деятельности учреждения дополнительного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое в образовании:

Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы
Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица, резкое обни ...

Характер взаимоотношений в общине и дети
Благодаря общественному мнению поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями. Одна из главных черт этих отношений - безусловное уважение старших: родителей, дедов; по устоявшимся нормам поведения, уважения были достойны не только родители, но и все старшие вообще. Дети обязаны были ...

Современные подходы к развитию теоретического мышления у младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребенком из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами (явлениями), объяснять их, т.е. мыслить отвлеченно. Ученые изучали вопрос об ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru