Исследование словообразования названий животных
Более трудным для данной категории детей является образование названий детенышей животных и птиц. При выполнении данного задания были получены результаты, которые отражены в таблице 2.
Таблица 2
Исследование словообразования названий животных у детей ЭГ и КГ
|
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||||
|
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | |||||||||
|
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл |
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл | ||
|
Словообразование названий животных |
- |
- |
7 |
3 |
7 |
3 |
- |
- | |
Из данных, представленных в таблице 2, видно, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной. Среди детей с ЗПР не было тех, которые смогли бы выполнить задания на 4 и 3 балла. В контрольной группе не наблюдалось оценок 1 и 2 балла.
Многие дошкольники с задержкой психического развития – 7 человек – набрали 2 балла – умение образовывать названия животных находится на уровне ниже среднего. Трое дошкольников набрали по 1 баллу – развитие умение образовывать названия животных находится на низком уровне.
В контрольной группе наблюдались более высокие результаты (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Уровень сформированности словообразования названий животных
Как показывает диаграмма, дети контрольной группы более успешно справились с заданием. У большинства детей высокий уровень развития словообразования названий животных, они набрали по 4 балла.
При выполнении данного задания детьми экспериментальной группы было допущено большое количество разнообразных ошибок, таких как:
воспроизведение основы без изменения корня (свиненок, лошаденок, коровенок);
использование уменьшительно-ласкательного суффикса –очк-, -к- (лошадка, лисичка, козочка, курочка);
словообразование с использованием уменьшительного суффикса –ик- (ежик, котик, медведик);
употребление словосочетания с прилагательным маленький (маленькая) с уменьшительно-ласкательным существительным (маленькая уточка, маленькая курочка);
нарушение чередования при правильном использовании суффикса (медведенок);
воспроизведение начальной формы слова (у лошади – лошадь, у коровы – корова)
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что развитие словообразования названий животных у детей с задержкой психического развития на низком уровне.
Образование имен существительных со значением женскости
При выполнении задания на образование имен существительных со значением женскости, были получены результаты, которые отражены в таблице 3.
Таблица 3
Исследование образования имен существительных со значением женскости у детей ЭГ и КГ
|
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||||
|
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | |||||||||
|
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл |
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл | ||
|
Образование имен существительных со значением женскости |
- |
- |
5 |
5 |
8 |
2 |
- |
- | |
Новое в образовании:
Игровая деятельность ребенка
В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой, развивающей физические и психические возможности и в то же время предохраняющей от преждевременной встречи с жестокой реальностью. Дети играют так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предметами. Ребенок едет на деревянном ...
Понятие в психолого-педагогической, философской, учебно-методической литературе
В педагогической, психологической, методической литературе указано, что мышление лежит в основе познания. Одна из характерных особенностей детского мышления – его наглядность, чувственно-практическая направленность. В процессе отражения окружающей действительности различают познание чувственное и л ...
Основные направления педагогико-воспитательной работы с осужденными
Существуют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях: 1. Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им. Его задача заключается в том, чтобы максимальн ...