Исследование словообразования названий животных
Более трудным для данной категории детей является образование названий детенышей животных и птиц. При выполнении данного задания были получены результаты, которые отражены в таблице 2.
Таблица 2
Исследование словообразования названий животных у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | |||||||||
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл |
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл | ||
Словообразование названий животных |
- |
- |
7 |
3 |
7 |
3 |
- |
- | |
Из данных, представленных в таблице 2, видно, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной. Среди детей с ЗПР не было тех, которые смогли бы выполнить задания на 4 и 3 балла. В контрольной группе не наблюдалось оценок 1 и 2 балла.
Многие дошкольники с задержкой психического развития – 7 человек – набрали 2 балла – умение образовывать названия животных находится на уровне ниже среднего. Трое дошкольников набрали по 1 баллу – развитие умение образовывать названия животных находится на низком уровне.
В контрольной группе наблюдались более высокие результаты (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Уровень сформированности словообразования названий животных
Как показывает диаграмма, дети контрольной группы более успешно справились с заданием. У большинства детей высокий уровень развития словообразования названий животных, они набрали по 4 балла.
При выполнении данного задания детьми экспериментальной группы было допущено большое количество разнообразных ошибок, таких как:
воспроизведение основы без изменения корня (свиненок, лошаденок, коровенок);
использование уменьшительно-ласкательного суффикса –очк-, -к- (лошадка, лисичка, козочка, курочка);
словообразование с использованием уменьшительного суффикса –ик- (ежик, котик, медведик);
употребление словосочетания с прилагательным маленький (маленькая) с уменьшительно-ласкательным существительным (маленькая уточка, маленькая курочка);
нарушение чередования при правильном использовании суффикса (медведенок);
воспроизведение начальной формы слова (у лошади – лошадь, у коровы – корова)
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что развитие словообразования названий животных у детей с задержкой психического развития на низком уровне.
Образование имен существительных со значением женскости
При выполнении задания на образование имен существительных со значением женскости, были получены результаты, которые отражены в таблице 3.
Таблица 3
Исследование образования имен существительных со значением женскости у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | |||||||||
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл |
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл | ||
Образование имен существительных со значением женскости |
- |
- |
5 |
5 |
8 |
2 |
- |
- | |
Новое в образовании:
Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных
технологий в обучении дошкольников
Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самооценки детства. Научная психология (З. Фрейд, А.В. Запорожец) сегодня уже ясно говорит о зависимости будущего каждого человека от качества, прожитого детства. Успешность осуществления позитивных для общес ...
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим
недоразвитием речи
Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следуем фо ...
Анализ работы по развитию творческого воображения в изобразительной
деятельности у детей с задержкой психического развития
Таблица 9. Анализ полученных результатов учащихся 2б класса по методике «Несуществующее животное» № п/п Имя учащегося Уровень творческого воображения 1 2 3 1. Тима М. 1 2. Игорь П. 1 3. Даяна Б. 2 4. Виталик С. 1 5. Дима Я. 1 6. Артем К. 1 Анализ результатов: 83,3% учащихся имеют I уровень; 16,6% у ...