Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в основной школе

Педагогика и воспитание » Методика использования цифровых образовательных ресурсов при преподавании информатики в основной школе » Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в основной школе

Страница 5

Цифровые образовательные ресурсы должны соответствовать их содержательному описанию и обеспечивать при включении в коллекцию каталогизацию по следующим основным критериям:

типам цифровых образовательных ресурсов,

уровням (ступеням) образования,

типам и формам образовательного процесса,

специфике аудитории обучаемых,

предметным образовательным областям,

частям учебного плана,

уровням изучения дисциплин,

названиям ЦОР и адресам в телекоммуникационной сети (алфавитный порядок),

фамилиям авторов (разработчиков, владельцев) ЦОР (алфавитный порядок),

времени создания и последнего обновления (степени новизны),

формам представления ресурса (локальный на CD, в телекоммуникационной сети и пр.),

формам представления содержательного наполнения (гипертекст, исполняемые программы, аудио, видео и т.п.),

выполняемым функциям,

методическому назначению,

формам изложения учебного материала,

характеру взаимодействия пользователей с ресурсом,

уровень востребованности в образовании,

наличию методических разработок,

наличию технической документации.

Коллекции цифровых образовательных ресурсов должны обеспечивать хранение, возможность обработки и структуризации соответствующей информации для каждого из ЦОР. Достижение этой цели возможно только в случае выделения для каждого цифрового образовательного ресурса массива содержательного описания, содержащего перечень информационных полей, адекватных перечисленным критериям.

Использование механизма содержательного описания существенно ограничивает степень организационной свободы авторов цифровых образовательных ресурсов, способствуя единообразию подходов к разработке и эксплуатации ЦОР в рамках одной коллекции. При этом никак не ограничиваются возможности авторов по содержательному наполнению ЦОР. Заполнение полей массива содержательного описания для каждого ЦОР способствует упрощению учета ресурса в коллекции, более простому и четко формализованному процессу автоматизированной компоновки многоуровнего каталога образовательных ресурсов, собранных в коллекции.

Указанные преимущества на практике можно достичь только благодаря фиксации возможных вариантов заполнения полей массива содержательного описания. Соответствующие значения и варианты неоднократно публиковались. В этой статье остановимся более подробно лишь на рубриках и критериях, связанных с отражением описанных выше потребностей образования в цифровых образовательных ресурсах.

По методическому назначению цифровые образовательные ресурсы, собираемые в коллекции, можно классифицировать на обучающие, тренажеры, контролирующие, информационно-поисковые и информационно-справочные, демонстрационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, учебно-игровые, игровые, коммуникационные и интегрированные (ЦОР, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы образования). В этом случае определение вида ЦОР осуществляется, исходя из вида потребностей системы образования, соответствующих особенностям реализации различных методов обучения (описаны выше).

По форме изложения материала цифровые образовательные ресурсы могут быть разделены на конвекционные, программированные, проблемные и комбинированные (универсальные).

Конвекционные ЦОР соответствуют установившимся традициям и требованиям классической педагогики и имеют энциклопедический или монографический характер. Подобные информационные источники реализуют информационную функцию обучения.

Программированные ЦОР отвечают требованиям системы образования по системе «стимул-реакция». Такие ресурсы имеют форму разветвленной или линейной программы и ориентированы, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого, раскрывают основы и методы получения знаний и их взаимосвязь с профессиональными навыками.

Проблемные ЦОР требуются при реализации проблемного обучения и направлены на развитие у учащихся логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.

Комбинированные (универсальные) ЦОР содержат отдельные элементы перечисленных видов информационных источников и могут быть эффективно использованы при реализации различных подходов к обучению.

С учетом характера взаимодействия педагогов, обучаемых и родителей с цифровыми образовательными ресурсами в каталогах различают детерминированные и недетерминированные ЦОР.

Детерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменены пользователями.

Недетерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются педагогами, администрацией, обучаемыми или родителями в соответствии с их интересами, целями, потребностями, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе информации и с помощью технологий, определенных разработчиком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Основные компоненты мировоззрения
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, форм ...

Значение подвижных игр для развития личности ребенка
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматрива ...

Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах
В первой младшей группе специальные занятия по звуковой культуре речи желательно проводить не реже одного - двух раз в месяц. Кроме того, 23 упражнения (длительностью от 23 до 45 мин.) следует включать в занятия по родному языку. Некоторые разделы звуковой культуры речи надо вводить в содержание за ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru