классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
установление аналогий
Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
Таким образом, мы рассмотрели все возрастные особенности развития универсальных учебных действий на ступени начального образования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами выполнены следующие задачи исследования:
1.На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования программы универсальных учебных действий младших школьников. Проведенное исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на ее недостаточную изученность в теории и практике современного образования.
2. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам уточнить содержание понятия «универсальные учебные действия младших школьников» - совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Также нами были рассмотрены виды коммуникативных универсальных действий. Согласно данной классификации целостная система универсальных учебных действий представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов: 1) личностные учебные действия; 2) регулятивные учебные действия; 3) познавательные учебные действия; 4) коммуникативные учебные действия.
В нашей работе мы выделили возрастные особенности развития младших школьников. В этот период происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка, что создает условия для произвольного регулирования ребенком своей деятельности и поведения. Значительные изменения происходят в познавательной (формируется учебно-познавательный мотив), коммуникативной (умение взаимодействовать, сотрудничать) и в личностной сферах (формирование внутренней позиции школьника, самооценки).
Но перед нами стоит еще две самые важные практические задачи. Найти наиболее оптимальные методы оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий и составить рекомендации для педагогов по эффективному формированию универсальных учебных действий у обучающихся первых классов.
Для организации мониторинга сформированности коммуникативных универсальных учебных действий психологам, учителям и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий. Результаты опроса учителей показывают, что, несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС: участие в эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования, курсовую подготовку, организованное сопровождение, именно вопросы формирования и оценки УУД, являются для них наиболее сложным. Это связано с тем, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана.
Новое в образовании:
Реализация основных положений опытно-экспериментальной методики
Экспериментальная проверка основных положений данного исследования проводилась на базе учебно-воспитательного комплекса «Евпаторийская средняя общеобразовательная физико-математическая школа I – III ступеней № 6 – дошкольное учебное учреждение № 31 1-В (26 человек) и 1-Г(26 человек) классы. Во врем ...
Сочетание различных методов при обучении естествознанию
Главная забота учителя должна быть о том, чтобы на уроке началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того нужного, что поможет развить постоянный интерес к природе, потребность в знаниях о ней. В работе должны правильно соч ...
Психогенная форма задержки психического развития
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. К ним относится ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. Исследован ...