Возрастные особенности развития учащихся в начальной школе

Страница 17

классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

установление аналогий

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

Таким образом, мы рассмотрели все возрастные особенности развития универсальных учебных действий на ступени начального образования.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами выполнены следующие задачи исследования:

1.На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования программы универсальных учебных действий младших школьников. Проведенное исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на ее недостаточную изученность в теории и практике современного образования.

2. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам уточнить содержание понятия «универсальные учебные действия младших школьников» - совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Также нами были рассмотрены виды коммуникативных универсальных действий. Согласно данной классификации целостная система универсальных учебных действий представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов: 1) личностные учебные действия; 2) регулятивные учебные действия; 3) познавательные учебные действия; 4) коммуникативные учебные действия.

В нашей работе мы выделили возрастные особенности развития младших школьников. В этот период происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка, что создает условия для произвольного регулирования ребенком своей деятельности и поведения. Значительные изменения происходят в познавательной (формируется учебно-познавательный мотив), коммуникативной (умение взаимодействовать, сотрудничать) и в личностной сферах (формирование внутренней позиции школьника, самооценки).

Но перед нами стоит еще две самые важные практические задачи. Найти наиболее оптимальные методы оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий и составить рекомендации для педагогов по эффективному формированию универсальных учебных действий у обучающихся первых классов.

Для организации мониторинга сформированности коммуникативных универсальных учебных действий психологам, учителям и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий. Результаты опроса учителей показывают, что, несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС: участие в эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования, курсовую подготовку, организованное сопровождение, именно вопросы формирования и оценки УУД, являются для них наиболее сложным. Это связано с тем, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18

Новое в образовании:

Характеристика коммуникативной функции речи
Коммуникативная функция речи - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения, происходит указание на какой - либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных су ...

Взаимосвязь общения и идентичности
Общение является важнейшим источником самовосприятия. В свою очередь, некоторые особенности общения могут приводить к содержательным и структурным изменениям идентичности. Например, Р.М. Грановская и Ю.С. Крижанская (1994) считают, что такие особенности педагогического общения, как необходимость оц ...

Дидактика применения информационно-образовательной среды
Дидактика применения ИОС в образовательной системе исходит из того, что наличие преподавателя в системе обучения является обязательным и его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения. Использование ИОС в процессе обучения строится на определенной дидактиче ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru